Один из ближайших с соратников Николая II генерал-лейтенант А. Мосолов в своих воспоминаниях привел убийственную характеристику, которую, с его слов, дала супруге сына императрица Мария Федоровна:
Без нее Ники был вдвое популярнее. Она не отдает себе отчета, как нужна популярность. У нее немецкий взгляд, будто высочайшие особы должны быть выше этого. Выше чего: любви своего народа?.. Я согласна, что не следует заискивать, ища популярности, но надо стремиться к ней. У Ники врожденное чувство нравиться. Я ей говорила все это, но она или не понимает, или не хочет понять, а потом жалуется, что ее не любят.
Здесь все понятно и без лишних слов. Но я все-таки отметил бы одну важную деталь. Со слов Марии Федоровны, супруга Николая II прекрасно осознавала, что не популярна, мучилась от этого, но ничего не могла изменить.
Однако насколько может верить этому факту?
В своей книге "При дворе последнего русского императора" Александр Мосолов отметил, что записал эту историю со слов барона Владимира Фредерикса (последнего министра императорского двора Николая II) которой с ним в сердцах поделилась сама Мария Федоровна.
Здесь важно отметить, что и сам автор воспоминаний Александр Мосолов, и его собеседник барон Фредерикс были преданными сторонниками монархии, и подозревать их в какой-то подтасовке фактов ради красного словца не вижу ни малейшего смысла.
Значит, скорее всего, ситуация такой и была в действительности.
При этом в современной исторической литературе Николай II тоже нередко выставляется чрезвычайно скрытным, сухим и неискренним человеком.
Однако вот, например, что писал о последнем императоре его родственник князь Гавриил Романов (в начале 1917 года поднявший тост на банкете у банкира Павла Рябушинского за нового "Царя умного"):
Императрица Мария Федоровна, как и ее датские родственники, обладала уменьем свободно разговаривать с посторонними людьми. Она говорила каждому несколько слов и очаровывала своей любезностью и ласковостью. Кроме того, у ней был в этом отношении огромный опыт, как и у Государя, который унаследовал от нее эту способность.
Или например историк С. Ольденбург, который был лично знаком с Николаем II
В тесном кругу, в разговоре с глазу на глаз он умел обворожить своих собеседников, будь то высшие сановники или рабочие посещаемой им мастерской. Его большие серые лучистые глаза дополняли речь, глядели прямо в душу. Эти природные данные еще более подчеркивались тщательным воспитанием.
Еще можно отметить очень известное высказывание Сергея Витте, который также относился с последнему царю с изрядной долей скептицизма:
Я в своей жизни не встречал человека более воспитанного, нежели ныне царствующий император Николай II.
Конечно, более критических высказываний о Николае II больше, но они часто сделаны людьми, которые лично не были знакомы с императором или общались с ним "постольку поскольку".
В целом можно сделать осторожный вывод, что Мария Федоровна была права, и имевший все задатки для эффективного общения с людьми Николай II часто действовал в унисон со своей супругой, ставившей "Божественное право" царской власти выше простых человеческих отношений (ведь в определённых ситуациях это действительно намного важнее).