Найти тему
Культур-трегер

Почему мать Николая II считала, что его супруга оформила квартиру в Зимнем дворце в "ужасном" стиле?

Уже спустя год после женитьбы сына императрица Мария Федоровна без всякого стеснения критиковала невестку и ее вкусы в письмах к родным.

Так, в письме к сыну Георгию от 2 января 1896 года вдовствующая императрица написала:

Я ездила к Ники и Аликс, которых я нашла устраивающими свои новые комнаты в Зимнем дворце. (...)Они возымели неудачную мысль выбрать стиль ампир, который я ненавижу до такой степени, что для меня это просто а-а, и я не хотела бы жить там ни за что на свете. Будем надеяться, что все это со временем будет выглядеть лучше, когда все здесь заполнится и устроится. Главное, что это им нравится: Аликс любит этот ужасный ампир, а так как она здесь будет жить, то все делается по ее вкусу, и она очень довольна.

А теперь давайте посмотрим, что же так не понравилось Марии Федоровне в отделке квартиры Николая II в Зимнем дворце.

Строго говоря из 15 помещений этих апартаментов (я не считаю подсобные помещения и комнаты для прислуги) в стиле Ампир (стиль эпохи Наполеона и Александра I, от фр. Empire - империя) были оформлены только три комнаты:

Малахитовая гостиная в Зимнем дворце, современное фото.
Малахитовая гостиная в Зимнем дворце, современное фото.

Первая - это знаменитая Малахитовая гостиная, сооруженная еще во времена Николая I после пожара Зимнего дворца.

В этой исторической комнате c конца 1830-х годов и до 1914 года традиционно собиралась императорская семья перед церемониальными выходами в парадные залы Зимнего дворца, о чем живущая в России с 1866 года Мария Федоровна не могла не знать.

Разумеется, вдовствующая императрица также не могла не понимать, что к авторству этого зала супруга Николая II не имела никакого отношения.

Гостиная "Ампир" в апартаментах Николая II в Зимнем дворце.
Гостиная "Ампир" в апартаментах Николая II в Зимнем дворце.

Вторым помещением в стиле Ампир, причем единственным, созданным в его самом традиционном и классическом варианте, была так называемая Первая гостиная.

Эта комната была затянута белым шелком с зелеными орнаментальными бордюрами, а нижняя часть стен и мебельный гарнитур были выполнены из белого окрашенного дерева с позолоченными накладками.

Судя по всему, Первая гостиная была оформлена в стиле Ампир только потому, что была смежной с упоминаемой ранее Малахитовой гостиной.

Поскольку это было общее помещение для мужа и жены, то вопрос личного вкуса Александры Федоровны при выборе отделки этой комнаты остается открытым.

Биллиардная Николая II в Зимнем дворце.
Биллиардная Николая II в Зимнем дворце.

Третьей комнатой, оформленной (в целом) в стиле ампир, была личная биллиардная Николая II (заметим, не его супруги).

Об Ампире здесь говорила классическая отделка камина, оформление дверей и стеновые панели из красного дерева с медными накладками в стилистике Жоржа Жакоба (знаменитый мебельщик эпохи Наполеона I).

Но, например, длинная полка вдоль стены говорила уже о влиянии стиля Модерн.

При этом остальные комнаты Николая II и его супруги были оформлены в совершенно отличных от Ампира стилях. Например:

Как я уже отмечал, из 15 жилых помещений в квартире Николая II только три (а на самом деле даже два) были оформлены в столь нелюбимом Марией Федоровной стиле Ампир.

Как же так? Может быть Мария Федоровна что-то напутала?

Не думаю. У супруги Александра III был превосходный художественный вкус, и отличить Рококо (которое кстати, она очень любила) от Ампира Мария Федоровна могла еще с раннего детства.

Скорее всего, здесь мы видим характерный пример испорченных взаимоотношений между свекровью и невесткой.

Мария Федоровна прекрасно знала, что супруга Николая II к ней не расположена и лишний раз не горела желанием встречаться со свекровью на общих семейных мероприятиях (кроме того, был еще и известный конфликт между двумя женщинами из-за коронных украшений).

Вероятно, все это настолько обижало императрицу-мать, что она начала приписывать невестке даже несуществующие недостатки.

Похоже, что и в данном случае Мария Федоровна просто сгоряча (и на пустом месте) приписала невестке любовь стилю Ампир, который она сама просто ненавидела.

Все это, конечно, мелочи, но как знать, сколько гораздо более ужасных поступков могло быть приписано Александре Федоровне на таком же пустом месте.