292 подписчика

Каким образом меняется натюрморт при разной направленности освещения

Без света мы не можем различить объем, цвет, фактуру предметного мира, который изображает художник, работающих в реалистическом ключе. И в итоге все, что мы изображаем на картине, это световые и теневые пятна, разной тональной нагрузки.

Для того, чтобы объекты материализовались, нам необходим источник освещения. От него будет зависеть то, насколько мы увидим предмет, его форму, объем, его цвет и расположение в пространстве. Кроме того, освещение может способствовать воспроизведению всей композиции или разрушению её.

Самое простое из освещений - это рассеянное боковое. При нем легче всего считывается объем всего, чтобы мы не изображали. Степень мастерства художника видна по тому, насколько тонко он отличает тональные нюансы в игре света и тени.

При данном виде освещения хорошо считываются массы света и тени, есть четкость границ между ними, видны рефлексы, прослеживается глубина пространства, проявляется фактура предметов.

Важно начинать свое исследование в живописи с единства освещения, чтобы по мере закрепления знаний о форме, о пространстве, об обусловленности цвета и тона, можно было на изобразительной плоскости суметь его передать, даже при неблагоприятных условиях (разность источников освещения в одном помещении).

Боковое освещение
Боковое освещение

Фронтальное освещение получается за счет того, что источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет объем, детали. Передать его на изобразительной плоскости очень сложно.

Контражурное освещение тоже самое сложное в передаче. Источник освещение находится за изображаемым объектом. Художник располагается напротив источника света, воспринимает объекты с теневой стороны, падающие тени направлены из глубины к переднему плану. Очертания объектов, наблюдаемых против света, чаще всего размыты, и по контуру появляется ореол света, а формы плоские.

Контражурное освещение
Контражурное освещение

Верхнее освещение освещает горизонтальные поверхности. Тени от предметов отбрасываются вниз, лишая их фактуры и формы.