Найти тему
Наталья Косякова

В глубь актёрского естества. «Без вины виноватые в XXI веке» Дениса Сорокотягина

Юлия Зыбцева (Отрадина/Кручинина) и Роман Калькаев (Муров/Дудукин). Фото с официального сайта Театра Елены Камбуровой.
Юлия Зыбцева (Отрадина/Кручинина) и Роман Калькаев (Муров/Дудукин). Фото с официального сайта Театра Елены Камбуровой.

«Без вины виноватые в XXI веке» с подзаголовком «Фантазии на темы Александра Островского» в постановке Дениса Сорокотягина подарил своим зрителям Театр Елены Камбуровой в юбилейный год великого драматурга.

Удивительная вещь – каким-то образом Александр Николаевич может увлечь в мир своих героев буквально каждого. Не будучи откровенным фанатом Островского, режиссёр Денис Сорокотягин всё же любит самую театральную из его пьес. Когда-то в юношеские годы, увидев в Екатеринбурге «Без вины виноватых», он проникся этим произведением навсегда.

«Тот спектакль был решён традиционно, - рассказывает Денис, - моё сегодняшнее прочтение иное, однако суть неизменна, потому что чем дальше от нас время, в которое жил Островский, тем ближе и актуальнее становятся его пьесы».

Эта постановка точно будет интересна молодым: видеоряд, яркие акценты, современный стиль, удачные поэтические и музыкальные моменты, вдобавок к истории Островского ещё и шекспировский «Гамлет» – некий коллаж, который погружает зрителя в тонкости и глубины человеческих отношений, приближая Островского к нам сегодняшним, а нас - к Островскому с его шекспировскими страстями.

Сцена из спектакля. Фото с официального сайта Театра Елены Камбуровой.
Сцена из спектакля. Фото с официального сайта Театра Елены Камбуровой.

Удивительно органично вписан в действо фрагмент знаменитой радиокомпозиции спектакля МХАТ им. Горького «Без вины виноватые» 1973 года с участием Аллы Тарасовой, Ивана Тарханова, Павла Массальского. Это и поклон в сторону корифеев Художественного, и связующая с ними ниточка.

Отлично продуманный ход, как посыл актёрам сегодняшним в плане извечного «раньше было лучше», но не только. «Стоит переслушать записи Тарасовой в этом спектакле, - говорит Сорокотягин, - кажется, что она и её партнёры в каком-то космосе играют. Мы слышим голоса, узнаём тембры, даже не видя артиста. Я из тех безумцев, которых они вдохновили, к тому же фанат доронинского МХАТа. Сейчас время голосов практически ушло. И фрагмент той радиопостановки для меня, прежде всего, какая-то связь времён. Я хочу, даже ничего сверхъестественного в это не вкладывая, чтобы это услышали те, кто помнит, и те, кого такое журчание голосов трогает, чтобы сравнили с сегодняшним днём. И я не о «лучше» и «хуже», а том, как меняется время. А голос всегда выражает время - ритм, интонация, мелодический ритм».

Одним словом, спектакль - замечательный ответ на вопрос «Как сделать Островского сегодня?»

А на излюбленный вопрос журналистов, о чём постановка, Денис отвечает так: он о разрыве связей, о преодолении этого разрыва – прошлого и будущего, о матери и сыне, о правде и лжи, о фальши театрального наигрыша и какой-то документальной природы, об иронии и серьёзности классики и современности.

Артур Сахаров (Незнамов). Фото с официального сайта Театра Елены Камбуровой.
Артур Сахаров (Незнамов). Фото с официального сайта Театра Елены Камбуровой.

Всё это темы для театра деликатные, ибо актёр – существо тонкое, хоть и способен скрыться за тысячью масок. А режиссёру (а он и актёр тоже) хотелось подобраться к братьям по цеху как можно ближе: к их личности, к их каким-то личным и семейным травмам, к актёрской нереализованности, другим болям, причём на таком каком-то психотерапевтическом уровне.

«Я, - комментирует Денис, - не имею, наверное, на это права, с точки зрения психотерапии, но как режиссёр к ним добраться хотел, и писался сценарий под них конкретно. Актёрам здесь непросто: им больно, но я верю в спасительную силу театра, в то, что зрительские отклики вернут им силы».

Постановок у Сорокотягина в Театре Камбуровой немало, берёт он в них уже «своих» (хотя в «Без вины виноватых в XXI веке» есть совсем новенький – из Областного театра кукол - артист), так что дело вполне оправданное, глубокое дело, да ещё с кино-документальным маркером нынешнего актёрского существования.

В этой премьере Дениса, как всегда, много музыки и сам он, кстати сказать, тоже на сцене за роялем. Но, по его словам, спектакль уже не музыкально-драматический, а драма. Такой шаг Сорокотягин называет для себя новым. А ещё он смотрит в сторону кино (кто-то его способ подбирать героев даже сравнивает с Муратовой) и в постановке это очень заметно.

Радует, что Островский живёт и что именно так.