Найти тему
Семейные ценности

Мы любим играть в жертву. Но такая встреча напоминает о главном в жизни

Оглавление

Исключений я не встречала: у каждого человека бывают периоды, когда он недоволен жизнью и чувствует себя жертвой обстоятельств.

- Как ты?
- Спасибо, стабильно хреново!

Быть жертвой - коварное состояние. Тебя переполняет жгучее желание высказаться, найти виноватого в своих неудачах, переложить ответственность на кого угодно. Хочется зудеть, осуждать и жаловаться. И нет никакого желания действовать.

Хорошо, если такое состояние временно.

А если нет? Что если человек тратит на депрессию дни, недели, месяцы, годы?..

Ведь самая большая подлянка, которую нам подстраивает наша хандра, чего бы она ни касалась, - это возникновение аморфности, устойчивого нежелания решать проблемы.

Ну и что, спросите вы? Почему бы не погрустить, почему бы не пожалеть себя от души? Чем это плохо?

А плохо это тем, что напрочь лишает возможности изменить жизненную ситуацию. Лишает желания, внутренней силы, уверенности в том, что перемены реальны. Затягивает в омут рутины и безнадеги…

И чем дольше оно продолжается, тем сложнее начать действовать. Да что там действовать. Даже думать конструктивно становится все сложнее.

Повезло тем, у кого такое состояние не приживается внутри. Тем, кто знает, что, несмотря на все трудности, жизнь прекрасна.

Когда я начинаю замечать за собой настроение жертвы, в моей памяти всплывает встреча с уникальным человеком.

Его зовут Суворов Александр Васильевич.

Нет, я не граф Калиостро, и конечно, не пила чай с великим полководцем XVIII века. Хотя у этого Суворова была веская причина написать свою “Науку побеждать”.

Суворов Александр Васильевич. Фото из открытых источников
Суворов Александр Васильевич. Фото из открытых источников

Александр Суворов родился в Советском Союзе в 1953 году и ослеп в возрасте трех лет, а когда ему было девять, у него пропал слух. Пять лет он провел в Загорском детском доме для слепоглухонемых детей.

А в 1971 году его перевели в Москву, где два энтузиаста, два доктора наук - философии и психологии - Э.В. Ильенков и А.И. Мещеряков создали экспериментальную группу лаборатории обучения и изучения слепоглухонемых.

Александр стал одним из четырех учеников, которым выпал шанс вырваться из “клетки” и достичь больших высот, несмотря на все жизненные препятствия. И он его не упустил.

Я не буду много писать об этом. Если интересно, вы легко найдете статьи о нем и его работы в различных изданиях. Скажу лишь, что Александр Суворов успешно окончил факультет психологии МГУ, защитил кандидатскую, а через пару лет и докторскую диссертацию, тема которых касалась саморазвития личности в условиях слепоглухоты.

С 1999 года А.В. Суворов становится профессором кафедры педагогической антропологии Университета Российской Академии образования.

С того времени и до сих пор Александр Васильевич частый гость детских центров и лагерей. Он проводит масштабную работу по психологической реабилитации людей, лишенных самых важных инструментов коммуникации. В его статьях можно почерпнуть знания из первых уст (горькая ирония! - и, тем не менее, он нашел способ транслировать свое мнение, свои знания, помогать многим в этом мире) о состоянии отчуждения, смысле жизни и воле к жизни.

Философия жизни

В системе его жизненных координат есть четкое деление на жить и прозябать, причем это касается ЛЮБОГО человека - и инвалида, и того, кто не имеет ограничений по здоровью.

Прозябать - значит существовать без смысла, без цели. Ничего не решать и передавать ответственность за свои успехи или неуспехи другим людям.

Жить значит - становиться человеком. Значит каждый день делать выбор в пользу преодоления себя, получения новых знаний и навыков. Значит каждую минуту брать ответственность за все, что происходит с тобой, за свое развитие.

Несмотря на то, что ему пришлось пережить непростые состояния, я увидела человека настолько светлого и оптимистичного, что ему могли бы позавидовать многие зрячие и слышащие, которые не находят радости в том, что имеют.

Наш недолгий разговор состоялся летом 2018 года, когда я с маленькими дочками гуляла на территории “Орленка”. Мой хороший знакомый Володя представил нас ему. Он был тактильным помощником, передавая информацию Александру Васильевичу при помощи азбуки Лорма (метод общения, в котором буквы или слоги передаются прикосновением к точкам и линиям на руке).

Общение методом Лорма. Фото из открытых источников
Общение методом Лорма. Фото из открытых источников

Удивительно, но мы прекрасно пообщались. Спасибо Володе, он легко “переводил” мои реплики и передавал ответы Александра Васильевича. Когда мы попрощались, осталось ощущение легкости, непринужденности и не было никакого чувства неловкости и жалости, какие часто возникают при встрече с инвалидами.

Тогда он был приглашен на смену в один из лагерей к обычным детям, чтобы помочь с проведением программы, посвященной решению конфликтов в коллективе.

Со слов Володи я поняла, что общение детей с Александром Васильевичем выходило за рамки обычных занятий по психологии. Это были скорее беседы о личном, причем привычная “колючесть” подростков улетучивалась, когда маститый психолог задавал вопрос или говорил об их проблеме.

Создавалось впечатление, что он настолько остро чувствует человека, что ему не нужно его видеть и слышать, чтобы узнать, в чем корень проблемы.

Он отвечал на вопросы без пафоса и назидательности, но в то же время обстоятельно, глубоко погружаясь в ситуацию каждого, с кем общался.

Напоминание о главном

Я считаю эту встречу случайностью, которая не случайна, как говорил мастер Угвей в известном мультике. Она напоминает о главном.

О том, что нужно:

✔быть благодарными за все, что у тебя есть

✔искать пути решения, а не препятствия на пути

✔обращаться за помощью туда, где могут дать ответ на твой вопрос

✔быть чуткой к себе, но не идти на поводу у эмоций

И о том, что нельзя:

✔тратить время на осуждение людей и пустые обсуждения проблем;

✔винить других в собственных ошибках, неудачах

✔останавливаться в своем развитии.

А еще о том, что нужно оставаться человеком в любой ситуации. И каждый день выбирать Жить, а не Прозябать.

Рада видеть вас на своем канале. Благодарю за интерес к моим заметкам и буду признательна за ваши лайки и комментарии. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.