Кинематограф и анимация в любой стране завязаны на местные театральные традиции. Это объясняет, почему в странах с сильной театральной традицией, вроде варьете, кино поначалу шло тяжело из-за мощной конкуренции. Но где театр был слабее, кино быстро забирало зрителей в виду дешевизны и доступности развлечения.
Япония всегда была насыщена театральными традициями. И эта театральность просочилась даже в анимацию и кино. Поговорим о том, почему именно театр кабуки стал вдохновением для аниме.
Кабуки вначале был как "дешевый" народный театр, не слишком престижный. Но к 19 веку его статус поднимается и он начинает блистать. В кабуки была строгая иерархия, и если человек был не из знатной семьи, которая традиционно играет главные роли в театре, то ему туда путь был закрыт. Именно поэтому начинают появляться другие виды театра, и многие таланты, которые не смогли пробиться в театр из-за коррупции, уходят в кино.
Кабуки - это традиционный японский театр, который полагается на жесты, символы и знаки, которые мы не видим в европейском театре. Обычно зрители кабуки видят знакомые сюжеты, которые они понимают благодаря определенным жестам, цветам костюмов или символам на них. Все эти детали важны и характеризуют персонажа.
В кабуки обычно играют традиционные сюжеты из литературы или народных легенд, и они обычно говорят о трагедии. Двойное ритуальное самоубийство даже считается счастливым концом в культуре кабуки. Потому что умереть, не дав себя обесчестить - это вполне неплохой исход. И хотя это идея даже для Кореи и Китая была странна, сюжеты из японского кабуки все же адаптировались под реалии Китая и Кореи, где двойное ритуальное самоубийство все же не считалось хэппи-эндом.
В театре кабуки зарождается два важнейших для японской массовой культуры кинематографа и анимации типажа, это ТАТЭЯКУ и НИМАЙМЭ. Эти герои стали более разнообразными и интересными, хотя их корни уходят в литературные сюжеты. Татэяку – это обычно благородный самурай или другой герой, который, согласно традиционным японским убеждениям, считает своей главной наградой служение и выполнение долга. Он красив, холоден и отстранен. У него нет любовной линии, потому что у него есть цель - выполнить свой долг. Это благородный герой, живущий по законам чести. Он может быть холоден и даже агрессивен по отношению к другим персонажам, потому что если что-то не связано с его миссией, то это ему не важно. Татэяку часто любят, но его любовь не взаимна. Если вы видите в аниме бишонена, который холоден и интровертен, и у него есть группа влюбленных фанаток (например, Саске из "Наруто" или Джотаро из "Рыцари звездной пыли"), у них есть цель, а все остальное для них не имеет значения. Такой герой, как правило, умирает благородной смертью.
НИМАЙМЭ появляется из-за всяких социально-экономических перемен в истории Японии. Это персонаж, который все время сомневается, как Синдзи из ЕВЫ и куча других таких же персонажей; он винит себя в том, зачем он вообще живет, и стоит ли ему выполнять свой долг... Для этого персонажа идея о том, что он идет своим путем, как в буддийских школах, где сбежать нельзя, - не очень ясна; для такого персонажа важна романтическая линия, если говорить о кабуки театре, там он, скорее всего, будет крут; и самое грустное, несмотря на то что он действительно увлекается своими эмоциями и любовными порывами, скорее всего, в итоге он приведет свою девушку к позору, и они будут вынуждены убить друг друга, чтобы избавиться от стыда.
В итоге у нас есть два персонажа, один из которых кажется сильнее, стоит немного выше, благородный и сильный персонаж, который идет к своей цели; и персонаж, который поддается своим чувствам и страстям, и это разрушает либо его, либо всех тех, кого он любит.
Эти типы персонажей часто появляются в японском кино и, конечно, в анимации. Наверное, когда вы прочитали описание героев, у вас возникло много ассоциаций из разных тайтлов.
K8SU t.me/puff_anime