Место, куда я обожаю ходить, - библиотека. С детства. Есть тут люди, которые бывали в детско-юношеской библиотеке на Южном (ул. Веры Волошиной)? Крошечная библиотека на первом этаже жилого 3-этажного дома. Узкий коридорчик, в конце которого две двери: налево - абонемент, направо - солнечный читальный зал. Там стояли столы и два кресла, и именно в глубоком мягком кресле я прочитала "Электроника" и ещё кучу повестей. Часы, дни и недели проведены в университетской библиотеке, особенно в зале периодики, как же там было хорошо!
До сих пор я могу провести в районной библиотеке и полчаса, и даже час. И нет, не в читальном зале. Хожу между полок в отделе "Абонемент", выбираю, какие книжки взять домой. В нашей библиотеке книги стоят по алфавиту: с одной стороны длинного стеллажа - иностранные писатели, с другой - русские. Классика (произведения 19-20 веков) и современные авторы стоят рядом.
Я, честно говоря, предпочитаю современную литературу. Всю классику я перечитала во время учебы на своем филфаке (хотя большинство не помню уже, конечно), и сейчас мне интересно знать, что пишут мои плюс-минус современники. Да, хочется иногда перечитать что-то из когда-то прочитанного (сегодня вот на меня Стейнбек настойчиво смотрел), но так мало времени на чтение, хочется тратить его на что узнавание чего-то нового. Я знаю людей, которые перечитывают одни и те же книги по много раз, каждый раз обнаруживая в них что-то новое, и я уверена, что так и со мной было бы, но... Времени жалко.
Выбирая книги, я обращаю внимание на всё: имя, обложку, заглядываю в аннотацию, пробегаю глазами пару страниц, чтобы уловить стиль. Чаще всего беру наугад. Каждый раз обещаю себе составить условный список главных новинок года, но всё время забываю. Поэтому чаще всего беру методом научного тыка, наугад. Стараюсь, правда, соблюдать правило: книги российских и иностранных авторов читаю поровну.
Чаще всего такой подход приводит меня к открытиям: нахожу неизвестных мне авторов и их отличные романы, о которых никогда не слышала. Скажем, "История пчёл" Майи Лунде или "Добрый мэр" Эндрю Николла. Случайным образом нашлась книга Дины Рубиной "Одинокий пишущий человек", которая была мне очень интересна как пишущему человеку.
Но с таким подходом бывают и проколы. Скажем, на днях я закончила читать роман "Бывшая Ленина" Шамиля Идиатуллина, современного российского писателя. И вот эта книга мне совсем "не зашла". Я прочитала её довольно быстро и в некоторых частях увлечённо, но по итогу поняла, что роман был для ума (да и то, не всё дошло:)), но до сердца не дошёл. Думаю, у него и не было такой задачи. Но всё равно, немного досадуя, сказала мужу, мол, книжку прочитала, но - мимо. А он говорит: "Все коучи советуют книги читать только по рекомендациям. Не брать случайные книги, а только те, которые рекомендуют другие и под конкретные цели".
Тоскливо мне стало в этом месте. "А кто даст первую рекомендацию? А кто прочитает всё то, что стоит там на полках?" - спросила я. И для убедительности взяла мужа с собой в библиотеку. К слову, когда я вижу на обложке надписи типа "номинант премии такой-то", "издано более миллиона экземпляров" - для меня это антирекомендация, скорее. Самые скучные романы (простите) у номинантов Нобелевской премии.
Я уже писала как-то, что так много книг сейчас издаётся, что большую часть из них никто никогда не прочитает. Ну, у меня такое ощущение. Поэтому моё случайное чтение - это что-то из разряда "гадания на книгах". С желанием найти самородки, что-то по-настоящему интересное, необычное. Сегодня вот взяла роман африканского писателя, в котором описывается жизнь Африки в середине прошлого века. Интересно ведь!
В моем телеграм-канале я всегда публикую рецензии на прочитанные книги, у меня есть хэштег #божехранибиблиотеки. Это моё место силы, мой тайник с неизвестными мне пока сокровищами. В конце года попробую сделать рейтинг прочитанных книг.
А пока поделитесь своим последним книжными открытиями, пожалуйста. Я уже спрашивала? И ещё не раз спрошу!