Найти в Дзене
СПК "Гангут"

Первый советский сверхзвук

26 декабря 1948 года во время испытательного полёта О.В.Соколовского на экспериментальной машине Ла-176 первым в Советском Союзе преодолел звуковой барьер.

Ла-176 – советский одноместный истребитель разработки ОКБ-301 под руководством С.А.Лавочкина. Ла-176 – это высокоплан со стреловидным крылом, был вооружён одной 37 мм авиапушкой и двумя 22 мм пушками Н-23. Являлся, наряду с Ла-168 и МиГ-15, одним из первых опытных советских реактивных самолётов. Согласно заданным ЛТХ, имел максимальную скорость в 1105 км/ч, дальность 1000 км и максимальную высоту в 15000 м.

Ла-176
Ла-176

Олег Викторович Соколовский родился 25 декабря 1916 года в Нижнем Новгороде. Авиацией увлёкся в херсконской авиашколе ОСОАВИАХИМа. В 1940 году окончил Борисоглебскую школу военных лётчиков и остался в ней лётчиком-инструктором, однако вскоре был направлен в армию военкоматом Пушкинского района Московской области. В ходе Великой Отечественной войны был командиром звена 165 иап 286 иад. С 1944 командовал авиаотрядом Руставской военно-авиационной школы лётчиков, с 1945 – звеном Высшей офицерской авиационной школы воздушного боя ВВС РККА.

Модель Ла-176
Модель Ла-176

В 1948 году Соколовский приходит в ОКБ С.А.Лавочкина на должность лётчика-испытателя. 26 декабря 1948 года в лётно-испытательном центре в Саки впервые в СССР превышает скорость звука – на снижении (пологом пикировании) от 10000 до 6000 метров достигает на высоте 7000 метров скорости 1105 км/час, что соответствует М = 1.021. Жизнь испытателя оборвалась трагически – 3 февраля 1949 года он погибает при испытании Ла-176. Самолёт же признают неудовлетворительным и отказываются от дальнейшей разработки.