Найти тему

Чечня и мир

За создание фильма «Чечня и мир» режиссёр Дмитрий Семибратов стал номинантом на Российскую премию в области неигрового кино «Золотая Свеча» (в категории «Лучший короткометражный фильм») 2023 года.

Режиссёр Дмитрий Семибратов
Режиссёр Дмитрий Семибратов

- Дмитрий, как вы пришли в неигровое кино?

- Безусловно, основным местом, где я получил профессию кинорежиссера-документалиста был ВГИК. Мои мастера - Сергей Мирошниченко, Светлана Музыченко, Владимир Фенченко - люди безграничного таланта, которые раз за разом делятся с учениками своими знаниями и мудростью.

До ВГИКа мне привили любовь к кино в Краснодарском государственном институте культуры. Об одном из моих преподавателей этого ВУЗа - киноведе Григории Григорьевиче Гиберте - мы в прошлом году сняли трогательную картину «Профессор Гиберт».

Анализируя истоки моего интереса к профессии, я вспоминаю своего деда - киномеханика. В молодости он грузил на подводу, запряженную бычками, ЯУФы (ящики упаковки фильмокопий. – Прим. ред.) с картинами и возил в отдаленные села Краснодарского края. Его приезд всегда был праздником для сельчан. У меня тоже есть корочка киномеханика.

- У вас есть любимая тема для работ?

- Я редко встречал, чтобы документалистов интересовала какая-то одна тема, одно направление. В силу профессии мы много ездим. Увидев что-то новое, снимаем. И моя фильмография наполнена, на первый взгляд, несвязанными фильмами: «Эффект рения» (2014), «Империя балета» (2018), «Земля людей. Курилы» (2018), «На крыло» (2018), «Черное и белое торпедовца Стрельцова» (2020). Однако связь есть. Снимаю о людях, для людей и получаю удовольствие от процесса. Это самое главное, без него в кино никуда.

- Почему решили снять фильм о Чечне?

- Чечня давно меня интересовала. Желание рассказать о ней неизбитым методом, не строить фильм на военной хронике и интервью заставило искать варианты. Природа сохранила много следов войны. Мы хотели их найти.

- Как познакомились с героями?

- Обратились в Министерство природных ресурсов Чеченской республики. Там не отказали и передали нас Луизе Гагаевой – начальнику отдела федерального государственного охотничьего надзора, ставшей нашим надежным проводником в мир лесничих, охотоведов, егерей. Встречались, выбирали подходящих под наши задачи героев: разных профессий, судеб, возрастов, взглядов на мир. Сюжет дополнила сама Луиза, своей личной историей, представлявшей не меньший интерес. Это в очередной раз подтверждает, что удивительное рядом, надо просто разглядеть.

- Как бы вы охарактеризовали ваш фильм?

- Это философское размышление о связи природы и человека.

За время двух военных кампаний Чечню покинули тысячи издавна живших здесь людей. Однако не только... Из-за стрельбы в лесных массивах, горной местности, когда активно применялась авиация, громыхали орудия всех калибров, разные виды зверей, птиц либо оказались на грани исчезновения, либо мигрировали на сопредельные территории. Это неудивительно. Звери все чувствуют, и они, конечно, спасались от войны.

Террористические отряды, поднимаясь выше, практически выдавливали обитающих там животных. Тем, которые находились высоко в горах, легче было, к примеру, перейти в Грузию.

Однако сейчас эксперты-зоологи говорят о резком увеличении количества диких животных в горах и лесах Чечни. Они возвращаются в родной край. Популяция восстанавливается и не без помощи преданных этому делу людей.

Ещё свежи в памяти те неспокойные времена. Но природа в очередной раз простила человеку неуважительное отношение к себе. Такими переменами она проявила свою мудрость, стараясь забыть о прошлом, рассчитывая на мир в этом неспокойном регионе. Но выбор за человеком.

В нашем фильме природа неотделима от человека, она его часть, его отражение, его настроение, его надежды, его будущее.

- Как фильм повлиял на вас?

-Работа над картиной дала нашей студии «Хронос» возможность взглянуть на войну с другой стороны. В истории Кавказа война и мир часто сменяли друг друга. Наше поколение может оценить и то и другое. С Божьей помощью и благодаря нашим с вами усилиям верю, что мир будет долгим.

- Были трудности?

- После суровой природы Курил и испытаний, пережитых на островах, где я работал года три, сложностей в съёмочном процессе в горах и лесах Чечни я не ощутил. Мы не всегда могли оперативно приехать в Грозный. А как известно все самое интересное у героев происходит, когда съемочной группы нет рядом. Документальное кино — это всегда компромисс между тем, что ты хотел снять, что снял и что получилось в итоге.

- Что запомнилось?

- Культура и быт чеченцев. Конечно, многое нам закрыто, как и сами чеченцы, но то, что я видел, было необычно и мне сильно импонирует.

- Что самое важное при создании фильма?

- Отношения с героями. Наверное, это мало относится к драматургии, качеству и финальному успеху картины. Но для меня это так.

В телевизионном подходе человек используется лишь в качестве носителя информации. Приехали, о чём-то спросили, подсняли и уехали безвозвратно. В документальном кино это неприемлемо. Люди, с которыми мы работаем, доверяют нам и не должны чувствовать свою брошенность даже после завершения фильма. Стараюсь по возможности поддерживать отношения со всеми, если не общаюсь лично - быть в курсе их жизни. Монтаж помогает еще больше узнать героя, подметить детали в поведении, которые ранее ускользнули. Они все родные, все наши, и важно относиться к участникам фильма с любовью. В Чечне я поддерживаю отношения со всеми.

Мы показали картину в кинотеатре ТЦ «Грозный сити» и надеемся, что в скором времени опубликуем его на одной из онлайн-платформ, сделаем общедоступным. У картины прекрасная фестивальная судьба. И участие в Премии «Золотая Свеча» для нас очень важно.

- Над чем в настоящее время работаете?

- Сейчас у студии «Хронос» ряд сильных проектов. Как и всегда на первом плане человек. Продолжаем работать в Чеченской республике. Готовим картину «Живые» о чеченце, который является важным звеном между миром мертвых и живых. Кроме этого, у нас большой проект «Друг другу», финансируемый Фондом поддержки регионального кино, где главные герои - добровольцы и волонтеры. Своими ежедневными делами они дают понять, что в это непростое время мы как никогда нужны друг другу. Картина «Когда дрожат горы» о Спитакском землетрясении 1988 года в Армении - еще одна работа о непростых, удивительно тяжелых, но жизнеутверждающих судьбах.

Беседу вела Ирина Иванова.

Фото и кадры из фильма предоставлены Дмитрием Семибратовым.

Смотрите в Телеграм и ВК анонсы показов лучших отечественных документальных фильмов и встреч с их создателями в киноклубе «Русский путь»: Москва, Нижняя Радищевская, д.2 (ст.м. Таганская кольцевая), Дом русского зарубежья им. А. Солженицына.

Читайте другие интервью с кинематографистами в нашем канале.

Благодарим вас за отметки "Мне нравится" - они помогают развитию нашего канала! Будем стараться радовать вас новыми интересными и познавательными публикациями.