Страшное орудие – красота. В апреле 1942-го года в Кафедральном соборе Шанхая состоялось венчание 53-летнего певца, композитора и артиста Александра Вертинского и юной красавицы грузинского происхождения Лидии Циргвава.
1. «Магнолия тропической лазури, Вы любите меня»
До сих пор не утихают споры, почему 19-летняя Лила (так в семье ее звали по-грузински) пошла замуж за человека чуть не втрое старше, к тому же ловеласа по амплуа. Ибо актер и поэт не может без романов и любовей, это питательный бульон творчества. Александр Вертинский пел о себе:
Причем, артист, воспевающий «дежурные влюбленности», не может быть «тайным ходоком по женщинам»: поскольку секреты его «магнолий тропической лазури» (вымышленных или реальных) изливаются в песнях на концертах в залах и в эмигрантских ресторанах:
Надо понимать, в каким ужасе от романа девочки с пожилым певцом была мать Лилы (овдовевшая, когда дочери было всего 10 лет).
Да и Лила Циргвава с броской внешностью (отец – мегрел по национальности) могла бы выйти замуж за какого-нибудь богатого иностранца в английской пароходной конторе «Моллер», где она была секретарем-референтом. Мама Лилы просто мечтала, чтобы через выгодное замужество красивой дочери они уехали бы из Китая в цивилизованный мир.
Но любовь зла! («Полюбишь и козла!» – добавляют в народе).
И молодая красавица с горячей кровью грузинских предков вдруг возлюбила «подержанного» и много испытавшего артиста, бродягу и арлекина, проливавшего в песнях слёзы по «очередной» даме сердца:
2. Брак по любви или расчету?
Сама Лидия Циргвава их странный с точки зрения окружающих брачный союз преподносила как романтический сюжет – не хуже, чем «запястьями и кольцами звеня»:
Конечно, не все люди верят в страсть юной Лилы к старику, поющему о девчонках-шалуньях на солнечном пляже в июне, причем в «голубых пижамА» (с артистическим ударением в последнем слоге). Я перечитал кучу дерзких интернет-обсуждений брака певца Александра Вертинского с девушкой грузинских кровей, из которых чуть ли не безобидным было: «Внешность у Лидии действительно экзотическая, хищная. Их брак понятен. Он звезда, хотя и уходящая, она никто, секретарь в Китае. Он ей славу и обеспеченность, она ему молодость, красоту и детей».
Немало сомневающихся то же самое твердили и о самом Александре Вертинском: устал, мол, старый ловелас; истосковался по семейной оседлой жизни, ведь пел же:
Добавляя, правда, слова: «Но не таким, как мы, не нам, бродягам и артистам!»
Но мы уважим судьбу и Небо, которое свела эту «марсианскую» красоту Лилы, ставшей после венчания Лидией Владимировной Вертинской, и нашедшего семейную пристань поэта. Ибо родили они потом очень красивых детей Марианну и Анастасию Вертинских.
3. Её красоту до сих пор называют «хищной»
А некрасивых детей от такой яркой женщины, как Лидия Циргвава, природа и не ждала.
Правда, южная красота часто уходит с молодостью – в отличие от спокойной и неторопливой северной, когда иные женщины до старости носят «следы былой красоты».
А у Лидии Циргвава – ставшей по мужу Лидией Вертинской – в молодые годы была особая экзотическая красота, которую разные люди – и в разных источниках – называют то «ястребиной», то «хищной». «Как же она мне нравится своей хищной красотой!» – откровенно пишет в интернете одна из поклонниц жены Александра Вертинского.
И зная тягу певца и поэта Александра Вертинского к необычному и несуществующему на Земле («Матросы мне пели про остров / Где растёт голубой тюльпан»), можно предположить, что именно экзотическая, хищно-очерченная взлетающими бровями красота юной полугрузинки и пленила познавшего немало женщин певца и поэта...
4. Почему ей предлагали играть «гадюку» и колдуний?
Не он один был околдован ликом «Птицы Феникс», которую Лидия Вертинская сыграла в фильме «Садко» (1952) – на эту роль ее пригласил кинорежиссер Александр Птушко, которому донесли, что из Шанхая в Москву приехала женщина «инопланетного» облика.
К тому времени, у Лидии Вертинской, действительно, сбылись многие надежды, казавшиеся в Шанхае ее матери (да и ей самой, наверное) фантастическими.
Вместо Англии или Америки – что сулил брак с иностранцем – они оказались в Москве, поскольку советское правительство разрешило «певцу Сингапуров и магнолий» Александру Вертинскому вернуться из эмиграции на родину.
В ноябре 1943 года с женой, ее мамой и родившейся в Шанхае трехмесячной дочкой Марианной они приехали в Белокаменную и стали жить на улице Горького (первое время в гостинице «Метрополь»). Там через год у четы родилась младшая дочь Анастасия Вертинская.
Так что у Лидии Владимировны были заботы поважней карьеры: дети. Но необычность облика Лидии Вертинской была настолько впечатляющая, что ее (в общем-то не стремившуюся на экран) сумели уговорить на съемки в экзотичных фильмах-сказках.
И роли в этих фильмах, заметим, были под стать ее необычной, «птице-фениксовой красоте» – то колдунья Дама Пик в фильме «Новые похождения Кота в сапогах», то демоническая Анидаг в «Королевство кривых зеркал» (наоборот это имя читается: «гадина»).
Словом, режиссеры и постановщики эксплуатировали бьющий в глаз зрителя хищный облик героинь сказок: именно его при гримировке ярко воплощала экзотичная по красоте Лидия Вертинская.
Таких ролей у нее было немного, но актер Станислав Садальский сказал:
5. Так редко цветут красиво – в нашей земной глуши
Александр Вертинский до конца жизни любил эту особенную женщину – которая была подобна редкой морской раковине, привезенной из далеких стран и созвучной «неземным» песням артиста («Так редко поют красиво / В нашей земной глуши!»).
А рядом подрастали, цвели две необычайно красивые розы – их дети Марианна и Анастасия Вертинская, на которых столько надежд возлагал отец, спевший о них знаменитую песню:
Из-за огромной разницы в возрасте с женой бывший «певец магнолий» Александр Вертинский боялся, что умрет раньше, чем вырастут девочки.
Поэтому спешил обеспечить семью, работал на износ, выступая на многочисленных концертных площадках, на заводах, гастролируя по всей стране и терзая отлучками ревнующую его жену Лидию.
21 мая 1957 года его сердце остановилось после концерта, в номере гостиницы «Астория» в Ленинграде. Артисту было 68 лет. Он оставил вдовой 34 летнюю Лидию Владимировну Вертинскую (Циргвава), осиротели несовершеннолетние девчонки.
Но смешение кровей, которое всегда жгучий коктейль, сделало молодую Анастасию Вертинскую настолько красивой, что дебют шестнадцатилетней школьницы в фильме «Алые паруса», а затем знаменная роль Гуттиэре в фильме «Человек Амфибия» (1961 год) сделали ее в 17 лет любимицей страны.
6. Ах, как покоряет «шлягерная беллетристика»!
Небу было угодно, чтобы в юной Анастасии Вертинской не было ни грана «хищной красоты» ее матери. Мягкая и нежная красота Анастасии при ее дебютах в кино была очень романтична и полна поэзии. Говорят, постановщик «Человека-амфибии» Владимир Чеботарёв искал юную девушку на роль главной героини фильма Гуттиэре, не переставая повторять: «У Гуттиэре в глазах должно быть небо».
Такое небо он нашел в глазах юной Анастасии Вертинской.
В 1962 году кинозалы уже ломились от просмотров этой фантастической киносказки о любви «морского дьявола» Ихтиандра (артист Владимир Коренев) и прекрасной юной Гуттиэре. «В то время все мужчины были влюблены в нее», – написал в откликах на нашем канале один из почитателей юной Насти Вертинской Александр Попов.
И до сих пор поклонники помнят этот невероятно красивый фильм, который, впрочем, сама Анастасия считала «банальным фильмом под водой по произведению на уровне шлягерной беллетристики».
7. Такими могут быть только пришельцы с Ориона
Но не только небо было в этой красоте молодой Анастасии, унаследованной от матери, в ней была загадка. Страна сразу признала Настю идеалом прекрасной юности. На нее свалилась невиданная слава и популярность.
Один из писателей, верящий в то, что мы потомки пришельцев с Ориона, увидел в юной Насте отражение красоты внеземных миров и написал статью «Инопланетянка Анастасия Вертинская».
Не столь гремела славой старшая дочь Александра и Лидии Вертинских – Марианна, тоже ставшая актрисой и памятная нам по таких фильмам, как «Укрощение строптивой», «Одинокая женщина желает познакомиться», «Союз без секса» и ряду других кинокартин. Как отмечают многие зрители кино, «в молодости Марианна была очень интересная», что отразили ее фотографии тех лет.
Словом, в далеком 1942 году, венчаясь с Лидией Циргвава в кафедральном соборе Шанхая, Александр Вертинский – говоря инопланетным языком – породил созвездие из трех женщин, ставших в советские годы заметными красавицами страны. Жаль, что он сам не дождался расцвета его доченек, в которых слилась красота их матери и талант его, вечного барда и вдохновенного поэта прекрасного.
Викт.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ ТЕЛЕГРАМ
Друзья, я перешел на только что созданный Телеграм-канал, где вас уже ждет много интересного, а главное полезного. О тайнах мира и катастрофах, о безопасности и здоровье, о психологии выживания и выхода из трудных ситуаций. Поговорим, как не терять имущество и деньги – и что важней денег в век перемен. Смешное мы будем сочетать с эксклюзивными знаниями (иные только у нас и будут публиковаться впервые!). Вас ждет хорошее чтиво, «Школа антикриминала», детективные истории, советы по саморазвитию и самозащите. Подписывайтесь по ссылке: