Найти тему

Четверка лучших исторических романов всех времён

По крайней мере, такова моя пристрастная и субъективная оценка прочитанного. Понятно, что при составлении такого «рейтинга» сразу всплывает несколько вопросов:

  • что считать историческим романом? где начинается история?
  • что значит «лучший»? каковы критерии качества?    Первый вопрос особенно коварен: где кончается книга о современности и начинается – об истории? «Войну и мир» считаем? «Капитанскую дочку» считаем? Пушкин с Толстым ушли в прошлое на 60-70 лет: жизнь уже сильно изменилась, но часть персонажей – это просто старшие современники авторов. Может, и «Мертвые души» тогда посчитать? Там все-таки прошло чуть ли не 30 лет между временем действия и годом издания книги. Тоже ведь изрядный срок.
  • Для меня исторический роман начинается там, где такая дистанция – не меньше 100 лет. Тогда все однозначно.
  • Критерии качества… общелитературные. Остросюжетен ли роман и подчиняется ли он «канонам жанра», мне не очень интересно.
  • Есть еще третий вопрос. Решив, где начинается история, надо решить еще, где она кончается. На мой взгляд, роман остается историческим даже тогда, когда истории в нем мало, а вымысла – очень много. И это не мешает ставить книгу высоко, мы говорим ведь о литературной оценке.
  • А теперь – рейтинг!   

1. «История Генри Эсмонда»

Почетное первое место – Теккерею. Удивительно он вжился в шкуру человека прошлого! Удивительное проник в эпоху (рубеж XVII-XVIII веков), этот медлительно-великолепный стиль… чувствуешь, как XVIII век тебя захватывает, обволакивает, наполняет восторгом…

Роман подан как подлинные мемуары офицера времен королевы Анны, и первое издание даже набрано старинным шрифтом с «длиннохвостой» буквой s, как будто книжка была издана в 1730-х, лежала где-то на складах и в 1850-х вновь поступила в продажу.

Отдельные призы – за образ главного героя и мощный финал (при том, что вигские и протестантские симпатии писателя – чужды мне).

«Эсмонд» для Теккерея был дороже «Ярмарки тщеславия» 2. «Саламбо»

-2

На втором месте для меня – Флобер. Книга о Карфагене – это новая планета: кровавая и ужасающая, но все же притягательная. Так сказать, анти-Бовари: книга о больших людях и богатырских страстях (сам автор, кажется, оценивал «Саламбо» выше, чем самое известное свое творение).

Флобер изучил всю существовавшую в его время литературу о Карфагене и финикийцах, но на этой жирной почве цветет буйная фантазия. Автор так сотворил целый мир. 3. «Кола Брюньон»

-3

Третье место – Ромену Роллану. Жизнеутверждающая вещь, способная перевернуть жизнь человека, прочитавшего ее. Это рассказ бургундца, из народа, резчика по дереву, современника трех мушкетеров. Конечно, вовсе не похоже на Дюма, как будто эта жизнь течет в иной вселенной. Алмазный стиль: ритм, внутренние рифмы, шуточки-прибауточки…

Никто б на свете не страдал депрессией, будь в каждом из нас только сотая доля Кола Брюньона.     4. Романы Александра Дюма 

-4

Нельзя проигнорировать и Александра нашего Дюма. Попробуйте и напишите «развлекательную» книгу, которая и через 180 лет будет удивлять весь мир!    

Исторические романы
0