Найти тему
Тайны краеведа

Старый хлеб-соль забывается.

Русская народная сказка.

Бежал волк от охотников. Мужик молотил на току. Волк подбегаеть к мужику и говорить:

— Мужичок, — говорить, — спаси меня. Сейчас охотники убьют мене, — говорит.

— А как, — говорить, — я тебя могу спасть?

— Да вот посади мене в мешок, завяжи, как-будто рожь, и всё тут, —

это волк мужику говорить. Он его посадил в мешок, завязал. Подходять эти самые охотники к мужику, какой молотил-то, и спрашивают его:

— Мужичок, — говорят, — не видал ли ты серого волка?

А мужик и говорить:

— Нет, — говорить, — не видал.

Значит, они проходят далее. Мужик развязывает этот самый мешок, вы

пускает оттеда волка — из мешка. Волк и говорить:

— Мужик, — говорить, я тебя съем.

— Да как же ты меня съешь, — говорить, — какое я тебе добро сделал,

а ты мене съешь?

— Мало ли, — говорить, — старый хлеб-соль забывается.

(Вот, "Старый хлеб-соль забывается" — это примерный рассказ).

— Ну, уж раз такое, — говорить, — дело, давай уж трёх дел, каких

спросим, какие попадутся нам, дескать, на глаза.

Вот они приходить к одному оврагу, попадается им дряхлая такая лошадь, какая уже пришла в негодность. Мужичок спрашивает её:

— Лошадушка, — говорит, — матушка, скажи, пожалуйста, что — старый хлеб-соль забывается или нет?

Лошадь и говорит:

— Забывается. Я своему хозяину служила верой-правдой, возила сто

пудов и бегала не тихо, но пришла в негодность, он мене бросил на произвол, вот я теперича в овраге, — говорит, — и нахожусь.

Значить, эта штука мужику не на руку. Проходят далее. Попадается им

собака: под глазами гной — прямо страшно взглянуть на неё от старости, она тоже пожилая. Мужик спрашивает её:

— Собачка-матушка, скажи, пожалуйста, что — старый хлеб-соль забывается или нет?

Собачка говорит:

— Забывается, — говорить. — Я, — говорить, — своему хозяину была

самым крепким замком. Куда уйдёть и уедеть — под моим руководством всё было сохранно. Вот стала такая, как видите, он мене прогнал на произвол.

Значить, приходится, один предмет остается ещё — безвыходное положение этого самого мужика: приходиться отдаваться волку. Вот навстречу им бежить лиса. Мужик и говорить:

— Лисанька-матушка, подойди поближе, расскажи нам всю правду,

что — старый хлеб-соль забывается или нет?

Лисица видит, что сурьёзного значения дело. Она говорить:

— В чём дело, не пойму.

Мужик объясняет ей: "Волк бёг от охотников, я его спас". Лисица задеть вопрос:

— Как спас?

— Я его посадил в мешок и завязал. Приходють охотники, спрашивають

мужика: "Не видал ли сера, мужичок, волка?". Мужик говорить: "Нет, не

видал". И, значить, они пошли дальше. Когда мужичок выпустил этого

волка из мешка, он и говорить: "Давай, — говорить, — я тебя, мужик,

съем". Я ему говорю: "Как же ты съешь, я тебе сделал вон какое добро, а

ты меня съешь?".

— Я, говорить, не могу поверить, что волк мог уместиться в мешок, —

это уже лиса говорить.

— Да вот, — говорить, — упоместился.

— Это дело, — говорить, — должно усовершенствоваться фактом: опять

в мешок его посадить, доказать, что он в мешке был, — (лисице охота волка в мешок посадить).

Мужик расправляеть мешок, чтобы волку ловче влезть в него. Когда он

влез в мешок, лиса и говорит:

— Завяжи его покрепче.

Она его спросила: "Завязал?". Он отвечает: "Завязал".

— Ну, молоти, как, — говорит, — ты рожь молотил, так и по нём молоти.

И он берёт цеп и начинает по нём молотить.

— А ещё, — говорить, — как подбивають-то её.

(Рожь-то ведь сначала молотят — вот так, а потом подбивают — вот

так, — показывает жестами).

Он и начал — как подбивают её, а она наклонилась посмотреть, он ей

по носу и дал, и обоих их убил. Её-то нечаянно убил: цепильник-то соскочил и ей по носу, а по носу — это самый вред.

Русская народная сказка (записана советским фольклористом С.И. Минц от жителя села Негомож (Негамож) Коломенского района Московской области (ранее Коломенский уезд Московской губернии): В.С. Исаева (1879 г.р.)). Арх. ГАМ, инв. № 46, п. 3, л. 14-15. Материалы Коломенской экспедиции МГУ 1947 года. Повторно опубликована в книге "Фольклорные сокровища Московской земли. Т. 3. Сказки и несказочная проза" (М.: 1998).