Найти в Дзене
Анастасия Миронова

Про Дом кино, советскую кинопропаганду и судьбу левых интеллектуалов в России. В общем, все - на показы Михаила Трофименкова!

Важнейшим из искусств для меня является кино. Хотя, конечно, нет: важнейшая литература, но следом сразу я ставлю кино. Я люблю кино. В юности мне повезло встретить друзей, которые тогда жадно поглощали новинки европейского кино. Еще мне повезло, что я жила во времена, когда наше телевидение все эти новинки показывало. Очень много фильмов, которые сегодня принято причислять к авторскому кино, мы смотрели на эфирных телеканалах в год выход. Например, "Полное затмение" Агнешки Холланд или "Так внезапно" Диего Лермана, "Любовное настроение" Вонга Карвая, "Пять чувств" ушедшего в сериалы Джереми Подесвы. Шли премьеры, ретроспективы, было несколько популярнейших передач о кино! Еще я ходила в киноклуб. В Тюмени Наталья Павловна Соколова вела в институте много лет студенческий киноклуб, где кино показывали, о кино рассказывали, кино обсуждали. Наталья Павловна устраивала тематические серии и сезоны кино. Сейчас, наверное, уже нельзя представить, что в каждый Каннский сезон студентам будут по

Важнейшим из искусств для меня является кино. Хотя, конечно, нет: важнейшая литература, но следом сразу я ставлю кино. Я люблю кино. В юности мне повезло встретить друзей, которые тогда жадно поглощали новинки европейского кино. Еще мне повезло, что я жила во времена, когда наше телевидение все эти новинки показывало. Очень много фильмов, которые сегодня принято причислять к авторскому кино, мы смотрели на эфирных телеканалах в год выход. Например, "Полное затмение" Агнешки Холланд или "Так внезапно" Диего Лермана, "Любовное настроение" Вонга Карвая, "Пять чувств" ушедшего в сериалы Джереми Подесвы. Шли премьеры, ретроспективы, было несколько популярнейших передач о кино!

мое фото
мое фото

Еще я ходила в киноклуб. В Тюмени Наталья Павловна Соколова вела в институте много лет студенческий киноклуб, где кино показывали, о кино рассказывали, кино обсуждали. Наталья Павловна устраивала тематические серии и сезоны кино. Сейчас, наверное, уже нельзя представить, что в каждый Каннский сезон студентам будут показывать все каннские новинки, ибо права и пр., просто не найти копий. А тогда еще было можно. И мы так формировались. И я туда ходила как на лекции. Старалась не пропускать. Если не получалось прийти, я нервничала, ставила себе прогул. Открывались в Тюмени киноклубы в обществе польской культуры, в рамках анархистского Свободного университета - я везде ходила.

Когда я уехала в Лондон, то вскоре устроилась там работать в видеопрокат. Это был лавка мирового кино на Brick Lane, самый культовый магазин видеопроката на самой андеграундной улице Лондона. Лавку держал итальянский искусствовед, который обедал в марокканском ресторане, где мы и познакомились. Я рассказывала об этом в цикле "Россия, которую мы за 20 лет потеряли", приуроченному к двадцатилетию сами знаете кого. Я, тюменская девочка, которая просто читала много книжек и смотрела телевизор, выросла настоящим европейцем, которая в Европе сразу смогла говорить с европейцами о мировом кино. При переезде в Петербург я, конечно, сразу пошла в Дом кино. Но тогда он был еще в упадке, интересно в то время было там мало.

Вот я снова в Петербурге. И сразу пошла в Дом кино. Там кинокритик Михаил Трофименков не первый сезон показывает авторскую программу советского кино

Трофименкова советую смотреть и слушать и только для этого ходить в Дом кино. Он там живой стоит и рассказывает про кинематограф. Это же наш Жорж Батай! Пример того типа интеллектуалов, которых мы должны и могли были бы в последние лет пятнадцать смотреть и слушать, если бы в либеральной интеллигенции не самозародились, будто из грязного белья, разные долины и прочие модные люди, обсидевшие журнал "Искусство кино", все фестивали и конкурсы.

Михаил Трофименков / Фото: Фонтанка.ру
Михаил Трофименков / Фото: Фонтанка.ру

Трофименков большой наш интеллектуал. Человек смог создать не только свою концепцию в искусствоведении - он создал отдельную дисциплину, политическую историю кино. Против людей, которые годами слушали и смотрели Долина или Зинаиду Пронченко, в то время как тихонько писал в "Коммерсанте" Михаил Трофименков, было совершено настоящее преступление. Если для восстановления справедливости и изгнания легковесных пришлось идти на Украину, что ж: избавление от застойной воды и набившей оскомину либеральной номенклатуры того стоило.

Увы, пока мы больших плодов не видим. Номенклатура сопротивляется. Процесс замещения идет робко. Много лет сидевшие в том числе в кинокритике пустые либеральные тусовщики писали рецензии на "Игру престолов" и внушили оставшимся в России интеллектуалам, будто занимать их опустевшие место это мародерство.

Интеллектуалы сидят и стесняются. Хотя до того тот же Долин и его круг, будто газ, заняли незаслуженно все свободное пространство, заполнили его и вытеснили кислород

Развеселые беллетризаторы вкусов, типа Долина и Галины Юзефович, словно молекулы тлетворного тяжелого газа, вытеснили через щель под плохо выструганной дверью настоящую интеллектуальную элиту. Будто кто-то снаружи поддавал давления, в результате чего легкие и воздушные интеллектуалы вылетели вон. Теперь наконец открыли все форточки, помещение проветрили, тяжелый газ осел, их, как потравленных комаров, вымели, но они очухались и бьются в окно теперь уже снаружи и кричат, чтобы их места не занимали и без них ничего не начинали.

В нашей стране народ симпатизирует левым идеям, но левая интеллигенция много лет была загнана в угол. В интеллектуальной элите левых просто не осталось. Принято считать, что это какие-то мамонты, ходившие на задних ногах. Все слушали Долина. Ну еще - резидента золотого блюда "Шуру" Тимофеевского. Самые умные - Плахова, который давно поехал на почве защиты корпоративных ценностей либеральной номенклатуры. При этом вот Михаил Трофименков, собирает на старые советские фильмы больше людей, чем в России ходят на большинство кинопремьер.

Пользуйтесь. Ходите и слушайте! Я лично намерена по средам посещать Дом кино. Смешно, но у них на сайте нет нормальной афиши с расписанием показов ни Трофименкова, ни других программ, так что даю здесь.

Михаил Трофименков открывает «невидимый фронт» · Родина на Неве

В этом сезоне программа называется "Невидимый фронт" и посвящена малоизвестным советским фильмам, которые с окончанием Холодной войны и в перестройку вдруг высокомерно были названы агитками и даже высмеяны. Хотя сейчас, когда мы сами немного окунулись в атмосферу Холодной войны и увидели, как даже выставки наших кошек на западе запрещают, "агитки" кажутся не такими уж смешными. Тем более, что сделаны они были добротно. Вообще, советское кино вплоть до конца 70-х технически и исполнительски делалось добротнейшим образом, потому что у госкинематографа были огромные на то ресурсы. Самым слабым местом того кино была... игра! Я плохого мнения о советской и российской актерской школе. Но в остальном дозастойное кино было отличным. Оно отлично делалось и часто опережало массовое американское кино по качеству.

Вчера я выложила нарезку фрагментов из показанную в прошлую среду "Рокировка в длинную сторону". Снят в 1969 году на Ленфильме. О том, как американцы выкрадывают в Германии молодого советского ученого, но он успевает проинформировать родину и они вместе с родиной устраивают американской разведке ловушку

События там закручены лихо, развязка происходит в Баренцевом море, где американского агента (на нашей территории он уже шпион) забрасывают в наши воды на подводной лодке, однако наши ловят его на еще более крупной подлодке. Операторская работа на высоте, прекрасные городские съемки и массовые сцены, например, карнавала и гуляний в пивной

Мое фото, кинопоказ в Доме кино
Мое фото, кинопоказ в Доме кино
Мое фото, кинопоказ в Доме кино
Мое фото, кинопоказ в Доме кино
Мое фото, кинопоказ в Доме кино
Мое фото, кинопоказ в Доме кино

И это было проходное кино далеко не первого ряда, да еще снятое на провинциальной (Ленинград был кинопровинцией) киностудии! Какая мощь индустрии видна в каждом кадре! Видно, что утрачена именно мощь киномахины. Мы потеряли в восьмидесятые индустрию.

Мое фото, кинопоказ в Доме кино
Мое фото, кинопоказ в Доме кино

Кстати, Борис Лебедев, выкраденный советский ученый, наш сосед, он живет где-то неподалеку, в новых "точечных", как называют их петербуржцы, домах, где-то совсем рядом с нами. У него там, правда, по фильму огромный ореховый кабинет, библиотека. Ну-ну!!!

Мое фото, кинопоказ в Доме кино
Мое фото, кинопоказ в Доме кино
Мое фото, кинопоказ в Доме кино
Мое фото, кинопоказ в Доме кино

Но на то и пропаганда. Показывать лучшее. Мечту. А что должно было госкино показывать? Неужели - снимать историю о том, как ученые живут в нищете и сами несут на продажу секреты? Это было бы странно.

Очень советую посмотреть этот фильм хотя бы для того, чтобы оценить объем ресурсов, которые имел созданный СССР кинематограф, если он мог себе позволить делать такие третьеразрядные фильмы. К Михаилу Трофименкову в Дом кино тоже советую ходить. Кто не может - читать книжки, слушать выступления. Очень помогает, через историю кино, в столь усложнившееся время найти свою голову в верной точке пространства координат. Вообще, Дом кино это одна из тех петербургских ценностей, из-за которой Петербургу завидуют провинциалы. Эх, если бы в моей Тюмени был такой Дом кино!

Мое фото
Мое фото

Вид из ресторана

Мое фото
Мое фото