Социальные интересы – интересы людей, составляющих какую-либо социальную общность (страту, этнос), тот или иной коллектив, объединение (политическую партию, профессиональное объединение).
Обязательный атрибут социального статуса – набор специфических социальных интересов наряду с совокупностью определенных прав и обязанностей.
Ценность –положительная ли отрицательная значимость какого-либо объекта (природного или культурного предмета, явления, идеи, поступка) для субъекта (человека, группы, общества).
Различные способы классификации ценностей: высшие (абсолютные), положительные и отрицательные, материальные и духовные.
Социальная ценность – компонент общественной жизни (социальной системы), наделенный особым значением в сознании индивидуума или в общественном сознании. Социальной ценностью может обладать любой объект (материальный или идеальный), если он служит неким фокусом устремлений, желаний для личности или группы, рассматривается как важное условие существования.
Социальное действие – преднамеренный целенаправленный акт поведения, ориентируемый на других, на их ответное действие.
Человек и его жизнь – единая, высшая абсолютная ценность всех культур.
Социальный контакт – первый шаг к установлению социальных отношений, скорее, соучастие, но еще не взаимодействие.
Социальная связь – совокупность зависимых между людьми, реализованных через социальные взаимодействия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности.
Социальное взаимодействие – систематические, регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные на друг друга.
Социальные взаимодействия – систематические, регулярные, взаимообусловленные действия субъектов, направленные друг на друга.
Социальные отношения:
1. Личностно-групповые.
2. Межличностные.
3. Межгрупповые.
Формы социальный взаимодействий:
1. Сотрудничество – предполагает участие в общем деле.
2. Компромисс –разрешение конфликтной ситуации путем взаимных уступок.
3. Соперничество –ориентировано на собственную победу при проигрыше партнера.
4. Конкуренция –соревнование между людьми в достижении сходных целей и результатов.
5. Конфликт –столкновение взглядов, позиций за одинаково значимую ценность.
Социальный конфликт – особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов. Конфронтация социальных групп по поводу многообразных ресурсов жизнеобеспечения.
Точки зрения различия конфликтов:
1. Усиливают ожесточение, разрушают нормальные партнерские отношения, отвлекают людей от решения насущных проблем.
2. Помогают разрешить проблемы, найти выход из сложившейся ситуации, усиливают сплоченность людей.
Социальные конфликты:
1. Личностные.
2. Межличностные.
3. Внутригрупповые.
4. Межгрупповые.
Причины социальных конфликтов:
1. Физические потребности – пища, материальное благополучие.
2. Потребность в безопасности.
3. Социальная потребность –общение, контакты, взаимодействие.
4. Потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции.
5. Потребность в самовыражении, самоутверждении.
Стадии конфликта:
1. Предконфликтная – накопление противоречий.
2. Конфликт –столкновение противоборствующих сторон.
3. Послеконфликтная –меры для окончательного разрешения конфликта.
4. Предупреждение конфликтов – деятельность по созданию и укреплению таких условий жизнедеятельности, при которых исключается возможность возникновения конфликтов.
Методы разрешения конфликтов:
1. Метод избегания конфликтов – избегание встреч с противником, но это не ликвидирует причину конфликта.
2. Метод переговоров – стороны обмениваются мнениями, что может способствовать снижению остроты конфликта.
3. Метод использования посредничества – противоборствующие стороны прибегают к услугам третьих (не заинтересованных лиц) - общественных организаций, частных лиц.
4. Метод соглашения.
5. Метод доброжелательности.
6. Метод уважения личности противника.
7. Метод взаимного дополнения.
Поддержание сотрудничества – универсальный способ предотвращения конфликтов.
Способы решения конфликта:
1. Компромисс – решение проблемы через взаимные уступки.
2. Переговоры –мирная беседа обеих сторон.
3. Посредничество –использование третьей стороны в заочном решении проблемы.
4. Арбитраж –обращение к органу, наделенному специальными полномочиями.
5. Применение силы, власти, закона – одностороннее использование власти или силы той стороны, которая считает себя сильнее.