Основными бронетранспортерами на вооружении армии России вплоть до середины 2000-х годов оставались машины еще советской разработки — БТР-70 и БТР-80. Однако конфликты в Афганистане и Чеченской республике показали, что несмотря на все положительные качества, эти бронетранспортеры устарели. Поэтому и началась разработка перспективного БТР ГАЗ-5923 или БТР-90. Но у этой машины довольно непростая судьба. Об этом подробнее расскажем в нашем материале.
БТР-90
Разработкой новой машины занимались специалисты Горьковского автозавода. А в 1994 году на Арзамасском машиностроительном заводе (АМЗ) собрали первый опытный образец. Машина визуально была похожа на предшественников, но на этом сходства заканчивались.
Прежде всего изменились габариты машины. Масса БТР-90 выросла до 22 тонн с 12,6 тонн БТР-80. Внутренний объем теперь составлял 12 м куб., а грузоподъемность — 7 т.
На БТР-90 установили 6-цилиндровый оппозитный двигатель 2В-06, впервые примененный на БМД-3. Его мощность довели до 510 л. с. Новая силовая установка позволяла двигаться по шоссе на скорости до 100 км/ч. По пересеченной местности — до 50 км/ч. Скорость на плаву достигала 9 км/ч. Специалисты Горьковского автозавода разработали систему, благодаря которой колеса поворачивались в разные стороны, что уменьшало угол разворота в разы.
Еще одним важным новшеством было оснащение. В частности, долгожданный кондиционер и бортовая информационно-управляющая система (БИУС).
Впервые российская машина получила 30-мм 2А42 автопушку вместо пулемета. Также вооружение состояло из автоматического гранатомета АГС-17, 7,62-мм пулемёта ПКТ и ПТРК 9К111-1М «Конкурс-М». При этом конструкция позволяет устанавливать более мощное оружие, в частности, 100-мм или 125-мм орудие.
Оказался не удел
В 2004 году БТР-90 успешно прошел испытания. А в 2008 году первый бронетранспортер приказом № 324 был принят на вооружение российской армии. Однако в 2011 году Минобороны РФ заявило, что не будет закупать новые бронетранспортеры. Несмотря на лучшее бронирование, грузоподъёмность и мобильность, военные остались верными БТР-80, а позже его модификации БТР-82А.
«Отказ Министерства обороны РФ от закупки бронетранспортеров БТР-90 связан с устаревшей, по мнению военного ведомства, конструкцией машины. Одна из главных претензий Минобороны к БТР-90 в том, что у этого бронетранспортера отсутствует выход для десанта на корму», — поделился пресс-секретарь Военно-промышленной компании Сергей Суворов с РИА-Новости.
Высадка через боковую дверь делала военных уязвимыми для огня противника.
Второй шанс
Но в начале октября БТР-90, а точнее, прототип 2008 года, был замечен в использовании российскими военными. И, по всей видимости, неспроста. Ведь машина отличается усиленным бронированием. По сравнению с БТР-80, в 3 раза увеличилась толщина бронелистов. Это позволяет БТР-90 выдерживать попадание малокалиберных орудий и пулеметов любых калибров. Также машина имеет V-образное днище, улучшающее выживаемость при подрыве на минах.
Лобовая броня БТР-90 способна выдерживать бронебойные снаряды автоматических пушек калибра до 30 мм. При необходимости может быть установлено дополнительное бронирование.
По сравнению с БТР-90 предыдущих годов, прототип 2008 года в значительной степени претерпел перекомпоновку броневого корпуса. Были установлены дополнительные бронированные плиты с разнесением около 10 см от основной брони. Твердость дополнительной плиты доходит до 550 единиц по Бринеллю. При такой твердости броневая сталь может удержать пулю калибра 5,56 мм, выпущенную с расстояния до 300 м, либо бронебойный сердечник пули калибра 12,7 мм.
Разнесенная броня
Разнесенная броня — это защита машины несколькими слоями брони, расположенными на некотором удалении друг от друга. Зачастую такая конструкция оказывается более надежной, чем одна плита той же толщины.
Разнесение брони появилось как метод защиты от кумулятивных снарядов. Но НИИ Стали доказал, что такой метод эффективен и против бронебойных снарядов. Так, специалисты института делают всевозможные макеты, которые показывают, какими пулями, каких калибров эти макеты из стали будут пробиваться.
«Разнесенная бронеструктура для защиты от бронебойных пуль с высокотвердым сердечником состоит из дробящего слоя, выполненного из двух листов с зазором между ними, и листа улавливающего слоя, установленного с зазором к дробящему слою, при этом все листы в слоях являются стандартными листами низколегированной броневой стали со структурой низко отпущенного мартенсита. Данная структура позволяет эффективно фрагментировать высокотвердые бронебойные сердечники на дробящей сборке, а поток образовавшихся осколков остановить на основной броне», — заявляют специалисты ООО «НИИ Стали».
И всё же открытым остается вопрос: будет ли теперь БТР-90 полноценно применяться армией России? И потянет ли теперь его российская промышленность, именно с разнесенной броней? Должна, иначе цена велика, ведь эта броня должна защищать бойцов. И появление этой машины спустя столько лет говорит о том, что в Министерстве обороны сейчас это прекрасно понимают. А лучше поздно, чем никогда.
🚫Мы много сил вкладываем в качество статей. Поддержите нас лайком и подпиской, если вам это нравится.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA