Найти в Дзене
НТВ

«Кремлевский гамбит»: самый первый фильм из цикла «Следствие вели…» с Леонидом Каневским

«Следствие вели…» — одна из самых узнаваемых программ на российском ТВ и одна из самых любимых зрителями НТВ. За все время вышло больше пяти сотен выпусков с бессменным ведущим, актером Леонидом Каневским. Артист прославился десятками ярких работ в кино, одна из которых — роль инспектора угрозыска в советском цикле детективов «Следствие ведут знатоки». Проект «Следствие вели…» — документальный, в основу каждого фильма легли реальные уголовные дела и криминальные истории.

Самый первый эфир — «Кремлевский гамбит» — состоялся 20 января 2006 года.

Дисклеймер: в этом выпуске вы не найдете жестоких убийств и кровавых подробностей (всё впереди!).

-2

Главные действующие лица — Юрий Андропов, директор «Елисеевского» Юрий Соколов, начальник Мосторга Николай Трегубов.

Москва, май 1982 года. Глава КГБ Андропов был назначен секретарем ЦК и стал вторым человеком в КПСС. Летом он поднял вопрос о плохом снабжении Москвы овощами и фруктами. К слову, большинство граждан тогда с трудом могли найти в магазинах многие товары: дефицит для советских людей был обычным явлением. Продукты приходилось постоянно «доставать».

-3

При этом были и те, у кого было все и по высшему разряду — любые продукты, вещи, дорогие шубы, машины-квартиры и т.д. Лухари по-советски. В касту самых-самых входили работники торговли, и «откуда деньги, Зин?» для них не было острым вопросом. Андропов решил положить конец этим порядкам, а заодно убрать конкурентов в борьбе за пост генсека партии.

-4

В народе ходили легенды о том, кем и как снабжались советские магазины, где в продажу выбрасывали дефицитные товары, что и через кого можно было купить из-под полы. Лучшее отдавалось своим, списанные обрезки — остальным, а вырученные за списанный товар деньги — себе в карман.

-5

…Однажды у черного входа столичного гастронома №1 остановилась неприметная машина. Это был наблюдательный пункт сотрудников КГБ: несколько недель они следили за тем, как туда-сюда сновали сотрудники «Елисеевского», а еще известные артисты, спортсмены, художники, академики, шишки и чиновники всех мастей, выходившие из здания с увесистыми пакетами. В разработку оперативников попал директор «Елисеевского» Юрий Соколов. Так начала разворачиваться скандальная история о преступлениях в системе столичной торговли — взятках, хищениях и одной пешке, которой пожертвовали в ходе большой игры.

-6

Когда к Соколову постучали с ордером на арест, в его кабинете сидел начальник столичного ГАИ. Он с недоумением наблюдал, как директора магазина взяли под руки, обвинив во взяточничестве: в его столе нашли… 150 рублей, которые тут же приобщили к делу.

Именно Соколов стал для Андропова ниточкой к партийному руководству столицы и к так называемому хозяину Москвы Виктору Гришину, также метившему на пост генерального секретаря.

Арестованный молчал почти два месяца. А потом заговорил. Назвал имена и ошеломляющие цифры и факты: сотни тысяч взяток от подчиненных, суммы подношений начальству и «мутные» схемы для покупателей из элиты. В его домашних тайниках нашли десятки тысяч наличными — для взяток работникам Главторга, от которых зависело снабжение каждого магазина.

-7

Для расследования масштабов хищений была создана целая бригада. Тут в игру, не добровольно, конечно, вступил руководитель Главторга Николай Трегубов. Он прошел путь от обычного повара до руководителя столичной торговли. Задержанные по делу как один твердили: Трегубов взятки не берет! Не может быть — решили следователи и сделали хитрый ход, но не конем, а лучшим другом Трегубова. Тот тоже занимал высокий пост в торговле и хорошо знал Трегубова не один десяток лет. Чиновника арестовали и не прогадали: старый друг сдал всех.

-8

Тут же по Москве прокатилась волна задержаний, камеры Бутырки были забиты работниками торговли, у которых во время обысков находили крупные суммы, драгоценности, антиквариат.

-9

Вскоре под арестом оказался и сам Трегубов, на первый допрос он попадал прямо из ЦК.

Уже бывший директор Главторга решил молчать. Как оказалось, не зря. Его тактика фактически спасла ему жизнь: он не назвал ни одного взяточника из партийных верхов и отсидел 9 лет.

Легендарный директор «Елисеевского» стал единственным, который сполна ответил за все и всех: суд приговори его к высшей мере. Адвокат настойчиво советовал отказаться от показаний, но Соколов утверждал, что ему обещали максимум 5 лет. Только после оглашения вердикта он понял, что стал разменной монетой в этой партии…

-10

Гамбит удался, но насладиться результатами было уже некому: в феврале 1984 умер Андропов, который не успел очистить партию от накипи и спасти страну. Само расследование поспешно свернули. Всего в рамках этой нашумевшей истории было заведено 68 уголовных дел, 2 дошли до суда, а единственный человек, помогавший распутать преступную паутину, попал под расстрел.