Найти в Дзене
Oksana Smirnova

Помещик, как его представляли в начале 20 века и какой он сегодня

В 1912 году в Измайловской слободе, где стояли Измайловские полка, квартировались в казармах офицеры, появился один из красивейших домов в гостическом стиле, то ли замок, то ли храм... Дом строили как доходный.

По адресу Измайловский проспект дом 18 находилась контора и собственный магазин товарищества. За полтора года, молодой архитектор Блувштейн Яков Захарович по рекомендации архитектора А. Л. Лишневского и по своему личному проекту с 1911 по 1912 возводит восьмиэтажный доходный дом в стиле северного модерна на соседнем выкупленном участке по адресу Измайловский проспект дом 16. Один из корпусов, внутри двора, был просто надстроен и стоит до сих пор. В 1900 году зарегистрировано сельско-хозйственное товарищество "Помещик", которые продавали молочную продукцию с частных прибалтейских усадьб. В 1910 году товарищество "Помещик" получило звание "поставщика Императорского двора", теперь они имели право использовать "Малый герб" на этикетке товара. Одни из первых товарищество начали производить доставку товара по домам. Чтобы получить звание, нужно 8 лет не иметь никаких нареканий на продукцию (при молочной продукции это сложно), а также в компанию нанимались сотрудники только с рекомендациями и на работу предприятия также не должно быть нареканий и жалоб от населения, иначе 8-летний срок обнулялся. Контора товарищества из соседнего дома 18 переезжает в дом 16 и открывается бльшой магазин.

Доходный дом стоит на перспективе с «Домом городских учреждений» (на углу Вознесенского проспекта и Садовой улицы) архитектора Лишневского Александра Львовича, построенного в 1906 году ("Дом с тварями"). Такая же выступающая башня, как у средневекового замка, такие же щипцы с готическими колонками, также есть скульптура на башне (на Садовой утеряна, увы). Всё такая же стилистика под готику. За объёмную и сложную работу Блувштейн взялся по рекомендации и под творческим воздействием архитектора А. Л. Лишневского.

Лично я была три года назад на авторской экскурсии Александра Ивановича Чепель от проекта "Открытый город" по Дому Городских учреждений. И теперь с этим замечательным экскурсоводом-краеведом я встретилась вновь. В июле в соцсети "В контакте" от проекта "Открытый город" я случайно выиграла замечательную книгу, иллюстрированное издание большого формата о замечательном архитекторе "Борис Гришович" от А.И.Чепеля, так на этой экскурсии я наконец-то попросила его автограф.

Вернемся к дому Товарищества "Помещик". Возводится дом полностью по современной технологии: проведена центральная канализация, водопровод, централизованный пылесос (кроме дворового корпуса с дешёвыми квартирами), установлены лифты и котельные водяного отопления, есть свои прачечные на верхних этажах, свой дворник, т.к. в квартирах есть печи и камины, и даже есть свой кинотеатр во дворе в античном стиле (вход не сохранился). Внутренние помещения получили выразительную отделку — лепнину потолков и стен, витражи на конах и дврерях, кафельные печи и камины, деревянные десюдепорты над входными дверями. Арендаторам предлагалось два типа квартир — маленькие (от 100 до 160 м²) и «генеральские» (около 240 м²), выходящие окнами на перекрёсток и две улицы. Дом был спроектироваван таким образом, чтобы лестницей в парадной с улицы могли пользоваться не только жильцы с видовыми дорогими квартирами, но и жильцы с квартирами эконом-варианта. Мы попали на несколько таких лестниц. Аренда дешевых поднимались в цене, а дорогие ничего при это не теряли.

Много элементов экстерьера (отделки фасада) молодой архитектор "перенял" от уже знаменитого и прославившегося Лишневского. Блувштейн использовал контрастные материалы отделки и декоративные элементы из разных стилей. Фасады выложены тёсаным и колотым камнем, бархатистая штукатурка и гладкая керамическая плитка (гигиеничекий модерн). От третьего до пятого этажа идут эркеры, переходящие в готические щипцы. Угловую часть здания венчает небольшой бельведер со шпилем (гранённая башня с аркадой под остроконечными колонами), выступающая архитектурной доминантой проспекта. Ранее над башней была остроугольная шпиль-крыша, но со временем она стала более ветхой, никакой смысловой нагрузки она не имела. Впервые её разобрали во время блокады для зенитной установки. В 1960-х её хотели восстановить, но увы... После небольшого пожара её окончательно решили не восстанавливать. Ранее барабан башни был уркашен темной черепицей сегодня просто тёмное листовое железо. Очень хотелось бы чтобы при реставрации крыши оставили тёмное железо, а не сделали металическую оцинковку, из-за которой теряется архитерктурная задумка автора (пример, дом с другой стороны Измайловского проспекта)

Фасад дома обильно украшен растительным декором, гротесковыми масками, рельефами, декоративными вазами и маскаронами-демонами. На фасадах в угловой части размещёны элементы герба Эстляндской губернии — геральдические леопарды (я бы назвала бы из тремя львами).

В нише башни установлена статуя Грации, которую с некоторых источниках называют «Жница, утирающая со лба пот». Действиетельно рука девушки поднята, в руке есть что-то напоминающе ручку серпа. Крыши над скульптурой не осталось, а поставка под статуей осталась.

Блувштейн совместил мотивы модерна и "средневекового зодчества", постарался повторить детали проекта Лишневского: остроконечные «щипцы», – башня, страшные маски то ли бесов, то ли людей… У Лишневского башня украшена картушем и гербом Петербурга, а также изваянием «Свобода и Труд» (позднее скульптурные элементы были утрачены), а у Блувштейна – шпилем (не сохранился) и "Жницей, утирающей со лба пот".

Первый и второй этажи дома рустованы, объединены и представляют собой единый монолитный цоколь, облицованный гранитными блоками с колотой фактурой поверхности (со стороны проспекта под огромными окнами магазинов цоколь был быстрее всего оформлен деревянными панелями), а со сторона двора - извястниковыми плитами. Застекленные витрины торговых помещений придают зданию праздничный облик. Порталы входов гранитные полированные, наличники украшены резьбой растительного орнамента, выполненной по камню. Третий, четвертый, пятый этажи имеют прямоугольные эркеры, переходящие в остроконечные щипцы с «готическими» пинаклями (колонами), выполненные более тёмной терразитовой штукатуркой на фоне светлой облицовочной плитки, они создают объединяющую композицию, устремленную вверх. Маски демонов охраняет дом и отгоняют от здания злые силы и берегут дом.

-9

На вторых от угла окнах каждого из фасадов, на уровне между пятым и шестым этажами, размещаются "балдахины" (над статуей не сохранился). В композицию балдахинов включены типовые для всего здания элементы лепного декора. Растительный орнамент, характерный для северного модерна, широко представлен в оформлении фасада, как и стрельчатые окна и придают зданию средневековые черты.

Я расскажу, что мы видим в парадных: с улицы на парадных лестницам двойные деревянные двери с растекловкой, метлахская плитка шахматная на входе и "соты" со 2 этажа, на лестничных пролётах петли ковродержателей (некоторые сохранились), двери с десюдепортом (декоративное панно над входом) с молодыми мужчинами с веслом и копьем (антропоморфный орнамент), поддерживающие солнце (на фасаде старики, симолизирующие сельское хозяйство (есть шутка, что на улице с бородами, чтобы не мёрзнуть), растекловка оконных проемов восстановлена по образцам и фотографиям и некоторые витражи отреставрированы и вернули на место. В арках некоторых парадных появились капители (декор на стене), его ранее не было. Как рассказал на Александр Иванович, это после реставрации фасадного декора жильцы дома захотели как-то украсить подъезды.

В одной из ппарадных мы увидели потолок-фонарь с остекленным каркасом, освещавшим лестницу с "чёрных выходов" верхним светом (лестница 16).
Его появление было вызвано желанием освещать лестничный пролет дневным светом больше и дольше обычного, тем самым экономя электроэнергию. Для этого была специально спроектирована лестница со сквозным просветом до второго этажа в виде балконов. Освещение на лестницу поступало как сбоку, от окон, так и сверху, от светового фонаря. Вообще, с освещение со стороны двора в данном доходном доме всё выглядело достойно. Внутренние дворы достаточно просторены, каретные и конюшни отсутствовали.

Кроме того, во дворе дома размещался кинематограф "Астория" (о нём я ещё расскажу), а следовательно, двор был благоустроен.

На лестницах можно увидеть остатки огромного внутридомового пылесоса. На выступающем из стены крепежном месте имеется надпись «Sauger Staub» — в переводе с немецкого «вакуум пыли». В подвале дома стоял насос, который в определенное время включался, и все работники, подсоединив к торчащему из стены соединению гибкие шланги, производили уборку. Трубы этого пылесоса проходят через все квартиры парадных лестниц. Собранная пыль поступала в резервуар, установленный в подвале, откуда затем вычищалась.

Немного о кинотеатре во дворе с громним и говорящем названием "Астория". Внутри был холл для посетителей, отдельный выход зрителей после сеанса, буфет, и сам зал. Потолок высокий, окна высокие с растекловкой. А для входа была пристроеная кругла башенка с антиным входом с колонами. Сегодня это место не узнать, так как в советское время вход разобрали и надстроили в подвальном высоком помещениеии туннели, которые связывали основные помещения магазинов с складами, где велась заготовка и ракладка по корзинам, которые двигались по монорельсе из одного помещения в другой. Из-за этого асфальт в некоторых местах двора как бы "вздыбился". Первоначально по Измайловскому проспекту был магазин сельсок-хозяйственного товарищества "Помещик", потом появился магазин с дефецитными товарами и позже "Стрела", в которой лично я с мужем в 1989 отоваривали "продуктовую корзину" на свадьбу по "открытке из ЗАГСА". Сейчас здесь несколько магазинов, разного назначения, и я не знаю, пользуются ли кто подземными тоннелями.

Как я уже писала в начале своей статьи, самое старое здание, с которым купили участок, до сих пор находиться во дворе дома, его надстроили. Там раньше были самые дешевые квартиры. Сегодня это общежитие - коммунальные квартиры по одной на этаж с примерно 15-20 комнат, общим туалетом, кухней. Расселить его не представляется возможным, люди так и живут в доме с названием "Помещик". Условия конечно ужасные, вот вам несколько фото.

Чтобы не заканчивать статью на печальной ноте, покажу вам несколько фотографий видовых из окон лестниц доходного дома.

К 2010 году состояние фасада дома оценивалось как аварийное, в связи с чем
в 2010–2014 годах Государственным комитетом по охране памятников истории
и культуры была предпринята реставрация фасада с воссозданием утраченных элементов по историческим материалам.

С 2023 года Распоряжением КГИОП «Доходный дом сельскохозяйственного товарищества «Помещик» (Измайловский пр., 16/30) включён в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения. Может приведут его в порядок.

Восстановлены декоративные кованые флагштоки по внешнему фасаду дома.

-14

Немного об архитекторе: Блувштейн родился в 1878 году в городке Аккермане (ныне Белгород-Днестровский, Украина). Ему было 22 года, когда он самостоятельно приехал в Петербург и без всякой протекции поступил в Императорскую Академию художеств, по окончании которой в 1908 году получил звание архитектора-художника. Благодаря рекомендации Александра Лишневского он в 1911 получил заказ на свой главный самостоятельный проект, прославивший молодого архитектора.

Об этом здании ходят различные легенды. По одной из них, в нём до революции располагался дом терпимости, о чём свидетельствует скульптура Венеры, установленная в нише на башне. Другая легенда гласит, что здание соединялось тайными подземными ходами с Варшавским и Балтийским вокзалами. Верить или нет, решать вам.

Если вам понравилась моя статья - поставьте лайк.

@прогулкиопспб @готика @модерн @откртыйгород @ЧепельАИ @Блувштейн @Измайловскаяслобода @доходныйдомПомещик