На территории локомотивного депо Великие Луки установлен паровоз Л-1846 — знаменитая Лебедянка. Так называют железнодорожники паровозы серии Л, созданной под руководством конструктора Льва Лебедянского, В Великих Луках его считают земляком, поскольку он учился здесь в Реальном училище.
Позже, уже с дипломом Петроградского Политехнического института, он работал на Коломенском Паровозостроительном заводе.
Машины Лебедянского навсегда остались в нашей истории. В 1944 году, когда стало ясно, что война идет к завершению и начнется восстановление народного хозяйства, будут нужны новые модели локомотивов — экономичных, выносливых и…не капризных.
Тогда перед советскими конструкторами встала задача создать магистральный локомотив с пятью движущими осями в одной жёсткой раме и одной бегунковой осью. В то непростое время приходилось перевыполнять планы по производству и ремонту старой техники, однако и управленцы, и инженеры, работая над новым локомотивом, думали о будущем, мечтали о технике завтрашнего дня.
Осенью 1945 года на трассы вышел первый паровоз П-0001. Ему дали тогда название «Победа», а к его серийному выпуску приступили в 1946-м. А годом позже для паровозов этой серии было введено обозначение «Л» — по фамилии главного конструктора Льва Сергеевича Лебедянского (в разработке модели активно участвовал и академик Сергей Петрович Сыромятников). На фронтоне всех локомотивов в духе того времени располагалась красная звезда с барельефными изображениями руководителей СССР. Конструкторов за надежный грузовой паровоз, столь нужный возрождавшейся промышленности, наградили Сталинской премией.
В народе эти паровозы, лучшие в своем классе, называли «лебедянки». Их вес составлял 102–103 тонны, по тяговым возможностям они превосходили своих предшественников и могли развивать скорость до 80 км/ч. А главное — несмотря на изрядное число примененных технологических новинок, были неприхотливы, в том числе в ремонте.
За 10 лет (до 1955 года) на разных заводах СССР (Коломенском, Брянском, Ворошиловградском) выпустили около 4200 машин серии «Л». Их облик в Советском Союзе знал каждый мальчишка, они стали символами мощи — ведь эти локомотивы тянули бесконечные товарные составы, днём и ночью обслуживая экономику государства. В середине пятидесятых их эпоха завершалась, новых паровозов больше не выпускали, но старики долго — вплоть до 1970-х — оставались в строю. А в Китае, к слову сказать, лицензионные паровозы Лебедянского выпускали до конца 1980-х.
Самый первый экземпляр серии «Л»— тот самый, что был посвящён Великой Победе, — стал экспонатом музея истории развития железнодорожного транспорта Московской железной дороги и до сих пор на ходу. Но в большинстве своем эти модели можно увидеть в музеях и на постаментах. В том числе на территории локомотивного депо Великие Луки (ТЧЭ-31).
Хранитель музея истории депо, ведущий инженер Геннадий Балакирев всегда начинает с него свои экскурсии с рассказа о нем. За каждым экспонатом Геннадий Балакирев (а он не только инженер-железнодорожник, но член Всероссийского общества любителей железных дорог, член Союза краеведов России) видит человека, историю депо, историю железной дороги, да и страны в целом.
Вот станционный колокол, возвестивший о том, что 1 января 1907 года на станцию Великие Луки пришел первый пассажирский поезд. На соседнем стенде — заводские таблички работавших здесь паровозов, металлические железнодорожные билеты, с прописанными от руки номерами кареты (вагона), отделения, времени отправления поезда. Здесь же — рельсы с клеймами производителей и образцы кирпичей XIX века, макеты подвижного состава.
Особое внимание уделено годам Великой Отечественной войны. «В наших краях действовал партизанский отряд «Смерть фашизму», — рассказывает Балакирев. В нем сражались подростки, в том числе — студент железнодорожного техникума Иван Чекланов, разработавший собственную конструкцию мин, благодаря которым на участке Великие Луки — Невель летели под откос вражеские эшелоны. Это мне рассказывал сам Иван Павлович, работавший после войны в нашем депо».
Из паровозных бригад депо Великие Луки, Новосокольники и Ржев в декабре 1941 года была сформирована Пятая колонна паровозов особого резерва Наркомата путей сообщения, перевозившая военные грузы на Сталинградском, Курском, Минском и Киевском направлениях. На музейном стенде — фотографии и награды машиниста-инструктора колонны Александра Бабочкина, сопровождавшего Сталина на Потсдамскую конференцию, машиниста Павла Кононова, который вез из Сталинграда в Москву пленного генерала Паулюса. Кстати, на территории станции Великие Луки был взят в плен начальник немецкого гарнизона города подполковник фон Засс.
Целый музейный раздел посвящен послевоенному восстановлению города и Великолукского паровозного депо, которое в 1944 году было практически уничтожено, и переходу предприятия на мирные рельсы. Кстати, именно великолучане доставили в освобожденный Берлин в июне 1945 года первый советский пассажирский поезд, который вел машинист Владимир Смирдан.
Сейчас Геннадий Балакирев подключает к музейному делу молодежь. Вокруг него сформирован отряд волонтеров — работников депо и студентов железнодорожного техникума. Они посещают ветеранов, записывают их воспоминания о работе в депо, обрабатывают их, готовят для экспозиции. Ведь, «сегодня — будни, завтра — история».