О еврейской общине крымчаков: об истории и территории расселения, религии, правовом статусе, занятиях, языке, одежде, еде, музыке, обрядах …
«Евреи добиваются превосходства лишь потому, что им отказано в равенстве»
(Макс Нордау)
О названии
В переписке с другими еврейскими общинами и во внутриобщинных документах крымчаки называли себя «бней Исраэль» (ивр. «сыны Израиля») или же использовали дословный перевод этого традиционного термина на тюркский язык — «Срэль балалары».
Название «крымчаки» стало известно широкой публике во второй половине XIX века. Но впервые оно встречается раньше, в написанном на рубеже 1820–30-х годов письме еврейской общины Карасубазара к караимской общине Евпатории по поводу введения закона о рекрутской повинности.
Самоназвание «крымчак» в этом письме появилось не случайно. Оно должно было подчеркнуть самобытность раввинистической общины Крыма и создать дистанцию между ней и ашкеназскими евреями Российской империи.
Напомню, что раввинистический иудаизм — это основная ветвь иудаизма с VI века нашей эры, признающая не только Тору, но и две другие важные книги традиции: Мишну и Талмуд, а также авторитет раввинов.
На сегодняшний день существует только одно направление иудаизма, не являющееся раввинистическим, — караимизм.
О караимах уже была публикация. Её можно почитать здесь …
Об истории расселения
Историки XIX — первой половины XX века много раз пытались проследить преемственность крымчаков по отношению к еврейскому населению Северного Причерноморья времён поздней Античности и раннего Средневековья. Однако сделать это не удалось. О существовании в Крыму еврейских общин в XI–XII веках нет практически никаких сведений.
В настоящее время большинство исследователей склоняются к тому, чтобы отсчитывать историю раввинистической общины Крыма от середины XIII века.
В XIII–XV веках еврейская община существовала в Каффе (сегодня - Феодосия), которая была центральной генуэзской колонией на полуострове.
К сожалению, генуэзские источники не позволяют воссоздать детальную картину её жизни. Однако известно, что еврейское население города было разделено по конфессиональному признаку на раввинистическую и караимскую части. В раввинистическую общину входили мигранты из Византии «романиоты», Центральной и Восточной Европы «ашкеназы», Италии, Кавказа и Ближнего и Среднего Востока. Численность всего еврейского населения города составляла от 150 человек в XIV веке до 350 человек в конце XV века.
В XV–XVI веках в Крыму появилась единая раввинистическая община. Тогда же сюда дошли две главные «волны» еврейского переселения Нового времени. «Ашкеназы» двигались из Центральной Европы в Восточную, а «сефарды», изгнанные из Испании и Португалии, перемещались на восток Средиземноморья, в Османскую империю.
В Северном Причерноморье в это время происходили свои политические изменения. Сначала Крымское ханство отделилось от Золотой Орды, затем сюда пришли турки-османы.
Политика властей в отношении еврейского населения Крыма определялась нормами исламского законодательства. Евреи относились к категории «зимми». «Зимми» — исламский юридический термин, который относился к «народам книги», то есть к народам, обладавшим своим вариантом письменного откровения: евреям, христианам и зораострийцам.
Так вот, эти «зимми» должны были платить подушный налог «джизью» и соблюдать законы Омара - законы, регулировавшие юридическое положении зимми в исламском обществе. По традиции представляли собой договор христианской общины Иерусалима с халифом Омаром I.
Строгость исламского законодательства в какой-то мере компенсировалась заинтересованностью властей в еврейском населении. Они понимали, что еврейские общины способствуют развитию городов и экономики в целом…
О территории расселения
Еврейские общины Крыма в позднее Средневековье и Новое время жили, как правило, в административных центрах и экономически процветающих городах полуострова.
Так, в XIII–XV веках раввинистические общины были в Солхате (сегодня - Старый Крым) — административном центре золотоордынского улуса — и Каффе.
Начиная с XVI века центральную роль начала играть община евреев-раввинистов в Карасубазаре (нынешний Белогорск). Сохраняла свое значение и еврейская община Каффы, которая в этот период была административным центром османского вилайета Кеффе. Вилайет – это административно-территориальная единица в Османской империи.
Со второй половины XIX века, когда традиционный уклад уходил в прошлое, общины крымчаков появляются в Симферополе, Евпатории и Керчи. Однако за общиной Карасубазара сохраняется статус центральной.
О правовом статусе
После присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году крымчакам заново пришлось выстраивать отношения с центральной властью. Они подпадали под действие российских законов о евреях — законов, которые, по замыслу властей, должны были с помощью ряда ограничительных мер их «исправить».
В глазах российских чиновников евреи представляли собой изолированную от внешнего мира общину, управляемую «кагалом» в духе идей «еврейского фанатизма» и «еврейской эксплуатации».
Как и крымские караимы, хотя и не столь успешно, крымчаки попытались сыграть на культурно-бытовых различиях между собой и восточно-европейскими евреями, которые составляли подавляющее большинство евреев империи и вызывали раздражение властей.
Ключевым моментом было принятие закона о рекрутской повинности «О обращении евреев к отправлению рекрутской повинности в натуре, с отменой денежного с них сбора, вместо отправления оной положенного» - указ Николая I от 26 августа 1827 года.
Он стал символом перехода от либерального еврейского законодательства эпохи правления Екатерины Великой и Александра I к репрессивному законодательству Николая I. И если демографические последствия указа для евреев были незначительны, то с психологической точки зрения урон был значительным.
Еврейское население империи восприняло указ как репрессивный акт, который в очередной раз подтверждал нетерпимость правительства к нему. Община крымчаков, следуя примеру караимов, которым удалось приостановить для себя действие этого закона, тоже попыталась добиться отмены указа. В 1832 году было подано соответствующее прошение. И если местные власти из практических соображений были готовы пойти на смягчение законодательства, то в столице идеология победила: «…карасубазарские евреи должны исправлять рекрутскую повинность в натуре на равных с прочими евреями-раббинистами, обитающими в Таврической губернии и в Западных от Польши возвращенных губерниях».
Однако, несмотря на отказ в прошении, установка на самобытность в отношениях с российской властью давала определенные возможности для «лавирования» на местном уровне. Руководство общины пользовалось ею и в дальнейшем. Но в основном крымчаки стремились просто не попадать в поле зрения властей…
В 1860 году еврейский просветитель Пётр Лякуб в своей статье о крымчаках писал, что «они всеми силами стараются ускользнуть от бдительного взора нашего правительства, избегая случаев подать какой-либо малейший признак своего существования»…
О занятиях и языке
Занятия крымчаков были вполне традиционными для еврейских общин региона — по преимуществу торговля и ремесла: кожевенное, шорное, кузнечное, ювелирное дело. Кроме того, крымчаки занимались садоводством и виноградарством…
Крымчаки, как и большинство традиционных еврейских обществ, использовали два языка. Иврит выполнял роль языка высокого уровня, языка молитв и религиозной литературы. Образованные члены общины владели ивритом свободно. Им широко пользовались на письме, особенно в официальной переписке с другими еврейскими общинами. В произношении крымчаков сплелись сефардские и ашкеназские традиции. Прослеживалось и влияние разговорного тюркского языка.
Тюркский язык, который в научной литературе называется крымчакским, был языком повседневного общения. Его классификация и описание затруднены тем, что в распоряжении лингвистов есть лишь письменные источники довольно позднего происхождения (XVIII–XIX веков).
Судя по ним, крымчакский, как и разговорный язык городского населения Крыма в целом, в Новое время находился под сильным влиянием родственного ему османо-турецкого языка. В крымчакском языке можно выделить лексику, заимствованную из иврита и арамейского. Однако его грамматика, судя по всему, не обладала какими-либо специфическими чертами, характерными для еврейских языков. Ну, за исключением синтаксиса переводов Библии, который повторял синтаксис библейского иврита.
О религии
Крымчаки представляли раввинистическую общину Крыма. То есть они относились к ветви иудаизма, в основании которой лежит признание за Талмудом статуса Устной Торы.
Однако у раввинистического иудаизма крымчаков были свои специфические черты. Община сложилась в результате нескольких волн миграции. При становлении молитвенного ритуала крымских евреев, получившего название «минхаг Каффа», учитывались культурные особенности различных субэтнических групп. В целом «минхаг Каффа» был близок обычаю византийских евреев, но, например, в области брачного законодательства следовал ашкеназской традиции.
И главное, что сам факт появления собственного обычая в начале XVI века и его кодификация в начале XVIII века свидетельствовали об обособленности небольшой общины Крыма — как от ашкеназской, так и от сефардской традиций.
Тем не менее из-за того, что Крым был долгое время политически и экономически связан с Османской империей, культурное влияние сефардов на раввинистическую общину Крыма было довольно сильным.
Это влияние не прекратилось и после того, как Крым стал частью Российской империи. Так, приглашение в 1866 году на пост главного раввина «хахам-баши» общины Карасубазара уроженца Иерусалима Хаима Хизкиягу Медини привело к замене минхага Каффы на ритуальные практики сефардского еврейства.
Об одежде
Традиционная одежда крымчаков была похожа на крымско-татарскую. Вот что писал Осип Михайлович Лернер (1849-1907) в своей книге «Евреи в Новороссийском крае»:
«Крымчаки всех возрастов носят татарский костюм… Женщины и девушки ходят в широких шароварах ярких цветов и в узеньких цветных туфлях, головной же убор их напоминает турецкую чалму».
Но были и свои специфические детали: у женщин — головной платок «киих» и украшения в виде ожерелья-монисто, у мужчин — барашковая шапка. На рубеже XIX–XX веков крымчаки в повседневной жизни стали одеваться по-европейски. Вместе с тем отдельные элементы традиционного костюма (например, та же барашковая шапка) продолжали использоваться.
О еде, музыке и обрядах
Кухня крымчаков не отличалась от крымско-татарской или турецкой кухни, но в ней соблюдались правила кашрута.
Музыкальная традиция крымчаков рассматривается обычно как часть крымско-татарской музыкальной культуры. До наших дней дошли тексты народных песен «турку», сохранившиеся в рукописных сборниках «джонках». Первые из них появились ещё в XIX веке…
Годовой жизненный цикл крымчаков определялся религиозными праздниками. Окончанием недели был Шаббат, также праздничный день. В общине соблюдали посты: 9 ава - национальный день траура еврейского народа — день, когда были разрушены Первый и Второй Иерусалимские храмы, 10 тевета - вавилонский царь Навуходоносор начал осаду Иерусалима, пост Гедалии - установлен в память об убийстве Гедалии бен Ахикама — последнего наместника Иудеи, назначенного вавилонянами после разрушения Первого Храма …
Среди семейных обрядов следует отметить свадьбы и погребения. Во время свадебной церемонии, которая проводилась во дворе синагоги, раввин брал петуха или курицу и трижды кружил над головами новобрачных, после чего птицу забивали.
Такой же обряд — «капарот» — практикуется в ряде ашкеназских и сефардских общин, но он проводится накануне праздника «Йом-Киппура», «Судного дня». Это даёт основания трактовать свадебный обряд крымчаков как символическое очищение жениха и невесты перед вступлением в брак.
В общине Карасубазара женщины могли участвовать лишь в определённой части похоронного ритуала.
Так как квартал крымчаков находился на левом берегу реки Карасу, а кладбище на правом, то женщинам, участвовавшим в похоронной процессии, было предписано оставаться на левом берегу и не ступать на нечистый правый берег. Эти женщины омывали водой руки и лицо, то есть ритуально очищались …
Все иллюстрации для публикации взяты со свободного доступа в сети Интернет.
Хочу напомнить, что на канале поддерживаются тематические подборки публикаций, связанные с историей, литературой и литераторами, с историей культуры.
Взгляните, например, на подборки «Из истории религий, монастырей и религиозной культуры», «Мой любимый Михаил Булгаков», «Из истории русской и мировой культуры», «История районов Москвы и исчезнувшие поселения» и другие …
Вдруг найдёте что-то интересное для себя ? ..
Источники и полезная литература :
1. Миндлин А. Б. История евреев Российской империи.
2. Материалы с сайта arzamas.academy.
3. Эльяшевич Д. А. Документальные материалы по истории евреев в архивах СНГ и стран Балтии. — СПб., 1994.
4. Евреи в России: История и культура. Сборник научных трудов — ред. Д. А. Эльяшевич. СПб, 1998.
5. Клиер Дж. Д. Россия собирает своих евреев. Происхождение еврейского вопроса в России: 1772-1825. М, 1999
6. Материалы с сайта Еврейского музея и Центра толерантности.
7. Кизилов М. Б. Крымчаки. От киммерийцев до крымчаков. Симферополь, 2004.
8. Ткаченко А. Крымчаки: Подлинная история людей и полуострова. М., 2015.