Найти в Дзене
Московский летописец

О евреях - «крымчаках» времён Российской империи...

О еврейской общине крымчаков: об истории и территории расселения, религии, правовом статусе, занятиях, языке, одежде, еде, музыке, обрядах … «Евреи добиваются превосходства лишь потому, что им отказано в равенстве» (Макс Нордау) О названии В переписке с другими еврейскими общинами и во внутриобщинных документах крымчаки называли себя «бней Исраэль» (ивр. «сыны Израиля») или же использовали дословный перевод этого традиционного термина на тюркский язык — «Срэль балалары». Название «крымчаки» стало известно широкой публике во второй половине XIX века. Но впервые оно встречается раньше, в написанном на рубеже 1820–30-х годов письме еврейской общины Карасубазара к караимской общине Евпатории по поводу введения закона о рекрутской повинности. Самоназвание «крымчак» в этом письме появилось не случайно. Оно должно было подчеркнуть самобытность раввинистической общины Крыма и создать дистанцию между ней и ашкеназскими евреями Российской империи. Напомню, что раввинистический иудаизм — это ос
Оглавление

О еврейской общине крымчаков: об истории и территории расселения, религии, правовом статусе, занятиях, языке, одежде, еде, музыке, обрядах …

«Евреи добиваются превосходства лишь потому, что им отказано в равенстве»

(Макс Нордау)

О названии

В переписке с другими еврейскими общинами и во внутриобщинных документах крымчаки называли себя «бней Исраэль» (ивр. «сыны Израиля») или же использовали дословный перевод этого традиционного термина на тюркский язык — «Срэль балалары».

Название «крымчаки» стало известно широкой публике во второй половине XIX века. Но впервые оно встречается раньше, в написанном на рубеже 1820–30-х годов письме еврейской общины Карасубазара к караимской общине Евпатории по поводу введения закона о рекрутской повинности.

Самоназвание «крымчак» в этом письме появилось не случайно. Оно должно было подчеркнуть самобытность раввинистической общины Крыма и создать дистанцию между ней и ашкеназскими евреями Российской империи.

Напомню, что раввинистический иудаизм — это основная ветвь иудаизма с VI века нашей эры, признающая не только Тору, но и две другие важные книги традиции: Мишну и Талмуд, а также авторитет раввинов.

На сегодняшний день существует только одно направление иудаизма, не являющееся раввинистическим, — караимизм.

О караимах уже была публикация. Её можно почитать здесь

Крымчаки. Отец с сыновьями. Карасубазар, начало XX века. © Крымский этнографический музей
Крымчаки. Отец с сыновьями. Карасубазар, начало XX века. © Крымский этнографический музей

Об истории расселения

Историки XIX — первой половины XX века много раз пытались проследить преемственность крымчаков по отношению к еврейскому населению Северного Причерноморья времён поздней Античности и раннего Средневековья. Однако сделать это не удалось. О существовании в Крыму еврейских общин в XI–XII веках нет практически никаких сведений.

В настоящее время большинство исследователей склоняются к тому, чтобы отсчитывать историю раввинистической общины Крыма от середины XIII века.

В XIII–XV веках еврейская община существовала в Каффе (сегодня - Феодосия), которая была центральной генуэзской колонией на полуострове.

К сожалению, генуэзские источники не позволяют воссоздать детальную картину её жизни. Однако известно, что еврейское население города было разделено по конфессиональному признаку на раввинистическую и караимскую части. В раввинистическую общину входили мигранты из Византии «романиоты», Центральной и Восточной Европы «ашкеназы», Италии, Кавказа и Ближнего и Среднего Востока. Численность всего еврейского населения города составляла от 150 человек в XIV веке до 350 человек в конце XV века.

В XV–XVI веках в Крыму появилась единая раввинистическая община. Тогда же сюда дошли две главные «волны» еврейского переселения Нового времени. «Ашкеназы» двигались из Центральной Европы в Восточную, а «сефарды», изгнанные из Испании и Португалии, перемещались на восток Средиземноморья, в Османскую империю.

В Северном Причерноморье в это время происходили свои политические изменения. Сначала Крымское ханство отделилось от Золотой Орды, затем сюда пришли турки-османы.

Политика властей в отношении еврейского населения Крыма определялась нормами исламского законодательства. Евреи относились к категории «зимми». «Зимми» — исламский юридический термин, который относился к «народам книги», то есть к народам, обладавшим своим вариантом письменного откровения: евреям, христианам и зораострийцам.

Так вот, эти «зимми» должны были платить подушный налог «джизью» и соблюдать законы Омара - законы, регулировавшие юридическое положении зимми в исламском обществе. По традиции представляли собой договор христианской общины Иерусалима с халифом Омаром I.

Строгость исламского законодательства в какой-то мере компенсировалась заинтересованностью властей в еврейском населении. Они понимали, что еврейские общины способствуют развитию городов и экономики в целом…

О территории расселения

Еврейские общины Крыма в позднее Средневековье и Новое время жили, как правило, в административных центрах и экономически процветающих городах полуострова.

-2

Так, в XIII–XV веках раввинистические общины были в Солхате (сегодня - Старый Крым) — административном центре золотоордынского улуса — и Каффе.

Начиная с XVI века центральную роль начала играть община евреев-раввинистов в Карасубазаре (нынешний Белогорск). Сохраняла свое значение и еврейская община Каффы, которая в этот период была административным центром османского вилайета Кеффе. Вилайет – это административно-территориальная единица в Османской империи.

Со второй половины XIX века, когда традиционный уклад уходил в прошлое, общины крымчаков появляются в Симферополе, Евпатории и Керчи. Однако за общиной Карасубазара сохраняется статус центральной.

Вид восточной части Карасубазара. 1794 год. Wikimedia Commons
Вид восточной части Карасубазара. 1794 год. Wikimedia Commons

О правовом статусе

После присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году крымчакам заново пришлось выстраивать отношения с центральной властью. Они подпадали под действие российских законов о евреях — законов, которые, по замыслу властей, должны были с помощью ряда ограничительных мер их «исправить».

В глазах российских чиновников евреи представляли собой изолированную от внешнего мира общину, управляемую «кагалом» в духе идей «еврейского фанатизма» и «еврейской эксплуатации».

Как и крымские караимы, хотя и не столь успешно, крымчаки попытались сыграть на культурно-бытовых различиях между собой и восточно-европейскими евреями, которые составляли подавляющее большинство евреев империи и вызывали раздражение властей.

Ключевым моментом было принятие закона о рекрутской повинности «О обращении евреев к отправлению рекрутской повинности в натуре, с отменой денежного с них сбора, вместо отправления оной положенного» - указ Николая I от  26 августа 1827 года.

Он стал символом перехода от либерального еврейского законодательства эпохи правления Екатерины Великой и Александра I к репрессивному законодательству Николая I. И если демографические последствия указа для евреев были незначительны, то с психологической точки зрения урон был значительным.

Еврейское население империи восприняло указ как репрессивный акт, который в очередной раз подтверждал нетерпимость правительства к нему. Община крымчаков, следуя примеру караимов, которым удалось приостановить для себя действие этого закона, тоже попыталась добиться отмены указа. В 1832 году было подано соответствующее прошение. И если местные власти из практических соображений были готовы пойти на смягчение законодательства, то в столице идеология победила: «…карасубазарские евреи должны исправлять рекрутскую повинность в натуре на равных с прочими евреями-раббинистами, обитающими в Таврической губернии и в Западных от Польши возвращенных губерниях».

Однако, несмотря на отказ в прошении, установка на самобытность в отношениях с российской властью давала определенные возможности для «лавирования» на местном уровне. Руководство общины пользовалось ею и в дальнейшем. Но в основном крымчаки стремились просто не попадать в поле зрения властей…

В 1860 году еврейский просветитель Пётр Лякуб в своей статье о крымчаках писал, что «они всеми силами стараются ускользнуть от бдительного взора нашего правительства, избегая случаев подать какой-либо малейший признак своего существования»…

О занятиях и языке

Занятия крымчаков были вполне традиционными для еврейских общин региона — по преимуществу торговля и ремесла: кожевенное, шорное, кузнечное, ювелирное дело. Кроме того, крымчаки занимались садоводством и виноградарством…

Крымчаки, как и большинство традиционных еврейских обществ, использовали два языка. Иврит выполнял роль языка высокого уровня, языка молитв и религиозной литературы. Образованные члены общины владели ивритом свободно. Им широко пользовались на письме, особенно в официальной переписке с другими еврейскими общинами. В произношении крымчаков сплелись сефардские и ашкеназские традиции. Прослеживалось и влияние разговорного тюркского языка.

Пасхальная агада на древнееврейском языке с переводом на крымчакский. Петроков, 1904 год. © Типография М. Цедербаума
Пасхальная агада на древнееврейском языке с переводом на крымчакский. Петроков, 1904 год. © Типография М. Цедербаума

Тюркский язык, который в научной литературе называется крымчакским, был языком повседневного общения. Его классификация и описание затруднены тем, что в распоряжении лингвистов есть лишь письменные источники довольно позднего происхождения (XVIII–XIX веков).

Судя по ним, крымчакский, как и разговорный язык городского населения Крыма в целом, в Новое время находился под сильным влиянием родственного ему османо-турецкого языка. В крымчакском языке можно выделить лексику, заимствованную из иврита и арамейского. Однако его грамматика, судя по всему, не обладала какими-либо специфическими чертами, характерными для еврейских языков. Ну, за исключением синтаксиса переводов Библии, который повторял синтаксис библейского иврита.

О религии

Крымчаки представляли раввинистическую общину Крыма. То есть они относились к ветви иудаизма, в основании которой лежит признание за Талмудом статуса Устной Торы.

Однако у раввинистического иудаизма крымчаков были свои специфические черты. Община сложилась в результате нескольких волн миграции. При становлении молитвенного ритуала крымских евреев, получившего название «минхаг Каффа», учитывались культурные особенности различных субэтнических групп. В целом «минхаг Каффа» был близок обычаю византийских евреев, но, например, в области брачного законодательства следовал ашкеназской традиции.

И главное, что сам факт появления собственного обычая в начале XVI века и его кодификация в начале XVIII века свидетельствовали об обособленности небольшой общины Крыма — как от ашкеназской, так и от сефардской традиций.

Хаим Хизкиягу Медини (в центре) с семьей. Конец XIX века. Wikimedia Commons
Хаим Хизкиягу Медини (в центре) с семьей. Конец XIX века. Wikimedia Commons

Тем не менее из-за того, что Крым был долгое время политически и экономически связан с Османской империей, культурное влияние сефардов на раввинистическую общину Крыма было довольно сильным.

Это влияние не прекратилось и после того, как Крым стал частью Российской империи. Так, приглашение в 1866 году на пост главного раввина «хахам-баши» общины Карасубазара уроженца Иерусалима Хаима Хизкиягу Медини привело к замене минхага Каффы на ритуальные практики сефардского еврейства.

-6

Об одежде

Традиционная одежда крымчаков была похожа на крымско-татарскую. Вот что писал Осип Михайлович Лернер (1849-1907) в своей книге «Евреи в Новороссийском крае»:

«Крымчаки всех возрастов носят татарский костюм… Женщины и девушки ходят в широких шароварах ярких цветов и в узеньких цветных туфлях, головной же убор их напоминает турецкую чалму».

-7

Но были и свои специфические детали: у женщин — головной платок «киих» и украшения в виде ожерелья-монисто, у мужчин — барашковая шапка. На рубеже XIX–XX веков крымчаки в повседневной жизни стали одеваться по-европейски. Вместе с тем отдельные элементы традиционного костюма (например, та же барашковая шапка) продолжали использоваться.

О еде, музыке и обрядах

Кухня крымчаков не отличалась от крымско-татарской или турецкой кухни, но в ней соблюдались правила кашрута.

Татарские музыканты. Из книги «Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства». 1794 год. Wikimedia Commons
Татарские музыканты. Из книги «Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства». 1794 год. Wikimedia Commons

Музыкальная традиция крымчаков рассматривается обычно как часть крымско-татарской музыкальной культуры. До наших дней дошли тексты народных песен «турку», сохранившиеся в рукописных сборниках «джонках». Первые из них появились ещё в XIX веке…

Годовой жизненный цикл крымчаков определялся религиозными праздниками. Окончанием недели был Шаббат, также праздничный день. В общине соблюдали посты: 9 ава - национальный день траура еврейского народа — день, когда были разрушены Первый и Второй Иерусалимские храмы, 10 тевета - вавилонский царь Навуходоносор начал осаду Иерусалима, пост Гедалии - установлен в память об убийстве Гедалии бен Ахикама — последнего наместника Иудеи, назначенного вавилонянами после разрушения Первого Храма …

Среди семейных обрядов следует отметить свадьбы и погребения. Во время свадебной церемонии, которая проводилась во дворе синагоги, раввин брал петуха или курицу и трижды кружил над головами новобрачных, после чего птицу забивали.

-9

Такой же обряд — «капарот» — практикуется в ряде ашкеназских и сефардских общин, но он проводится накануне праздника «Йом-Киппура», «Судного дня». Это даёт основания трактовать свадебный обряд крымчаков как символическое очищение жениха и невесты перед вступлением в брак.

В общине Карасубазара женщины могли участвовать лишь в определённой части похоронного ритуала.

Так как квартал крымчаков находился на левом берегу реки Карасу, а кладбище на правом, то женщинам, участвовавшим в похоронной процессии, было предписано оставаться на левом берегу и не ступать на нечистый правый берег. Эти женщины омывали водой руки и лицо, то есть ритуально очищались …

-10

Все иллюстрации для публикации взяты со свободного доступа в сети Интернет.

Хочу напомнить, что на канале поддерживаются тематические подборки публикаций, связанные с историей, литературой и литераторами, с историей культуры.

Взгляните, например, на подборки «Из истории религий, монастырей и религиозной культуры», «Мой любимый Михаил Булгаков», «Из истории русской и мировой культуры», «История районов Москвы и исчезнувшие поселения» и другие …

Вдруг найдёте что-то интересное для себя ? ..

Московский летописец | Дзен

Источники и полезная литература :

1. Миндлин А. Б. История евреев Российской империи.

2. Материалы с сайта arzamas.academy.

3. Эльяшевич Д. А. Документальные материалы по истории евреев в архивах СНГ и стран Балтии. — СПб., 1994.

4. Евреи в России: История и культура. Сборник научных трудов — ред. Д. А. Эльяшевич. СПб, 1998.

5. Клиер Дж. Д. Россия собирает своих евреев. Происхождение еврейского вопроса в России: 1772-1825. М, 1999

6. Материалы с сайта Еврейского музея и Центра толерантности.

7. Кизилов М. Б. Крымчаки. От киммерийцев до крымчаков. Симферополь, 2004.

8. Ткаченко А. Крымчаки: Подлинная история людей и полуострова. М., 2015.