Строго говоря, противостояние между Йорками и Ланкастерами завершилось в 1471 году за полным истреблением первыми вторых. Тогда же закончилась Вторая война Роз. Однако традиционно считается, что период династических неурядиц продолжался. Продолжим рассказ и мы.
И здесь рассказчик стоит перед почти непреодолимым соблазном погрузиться в подробности правления Эдуарда IV. Ведь тут происходило много всего интересно. Например, борьба с Джоном де Вером графом Оксфордом в 1471-1474 годах. Или экспедиция во Францию в 1475 году. Или дело Джорджа Кларенса, 1477-1478 годы. Война с Шотландией в 1482 году.
Каждый сюжет потянул бы на отдельную главу, но не дал бы ничего основной теме моей серии очерков – противостоянию Алой и Белой Роз. Да, Ланкастеры погибли, вместе с ними погибла и младшая и немного незаконнорожденная ветвь Ланкастеров – Бофорты. За важным исключением – Генрих Тюдор, потомок Бофортов по материнской линии, был жив-здоров и отсиживался в Бретани.
О нем не стоило бы и говорить. Мало ли у кого там в жилах не было крови Плантагенетов. Интересной фигурой его сделало последующее восшествие на трон в 1485 году. Через труп короля Ричарда III. Ну что ж, имеет смысл присмотреться к двум основным противникам последней вспышки войн Роз – Генриху Тюдору и Ричарду Глостеру.
В этой главе уделю внимание Ричарду Глостеру.
Надеюсь, нам с вами не нужно опускаться до серьезного обсуждения фигуры злобного горбуна, воплощенного Шекспиром?
Младший из братьев Йорков в период кризиса 1470-1471 годов оказался надежной опорой своему брату Эдуарду IV. По заслугам была и награда. Король назначил Глостера фактически вице-королем Севера. То есть отдал ему полномочия графа Уорика.
В мае 1471 года Ричард испросил у короля разрешение на брак с младшей дочерью графа Уорика Анной Невилл. Она же – вдова принца Эдуарда Ланкастера, павшего при Тьюксбери.
Эдуард IV ничего против этого брака не имел. Чего не скажешь о Джордже Кларенсе, женатом на старшей дочери Создателя Королей. После победы Йорков он взял на себя и опеку над Анной Невилл.
Возник нехилый такой семейный конфликт. Кларенс изо всех сил противился замужеству Анны, но Ричард его переиграл и умыкнул невесту. Дело было, конечно, не в самой молодой женщине, а в наследстве богатейшего феодала Англии графа Уорика.
В итоге всё завершилось разделом, при котором Кларенсу пришлось поступиться частью владений, на которые он рассчитывал. Правда, и Глостер не получил всего, на что мог бы претендовать. Оба брата имели основания быть недовольными друг другом.
А Кларенс еще остался недоволен королем, вставшим на сторону младшего из братьев. Тут можно вспомнить, что при реставрации Ланкастеров в 1470 году парламент Англии провозгласил Кларенса наследником после Генриха VI и его сына Эдуарда Вестминстерского. Оба Ланкастера были мертвы. Но не мертвы были амбиции Джорджа.
В конце декабря 1476 года Джордж Кларенс овдовел. По стечению обстоятельств буквально через несколько дней 5 января 1477 года погиб герцог Бургундии Карл Смелый. Единственной наследницей Бургундии стала его дочь Мария – самая желанная невеста того времени. Джордж ринулся в новую брачную авантюру.
Возможно, если бы Кларенса активно поддержал Эдуард IV, если бы он гарантировал Бургундии помощь Англии в войне против Людовика XI, шансы Кларенса бы возросли. Но Эдуард IV только в 1475 году заключил выгодный договор с Людовиком, в соответствие с которым ежегодно получал 50 тысяч золотых. Да и не питал особого расположения к брату. В итоге Кларенса «прокатили».
И даже хуже того – Эдуард IV по настоянию супруги Елизаветы Вудвилл начал хлопотать за шурина, Энтони Риверса (того тоже «прокатили»). Очевидно, Кларенс почувствовал себя крайне уязвленным и повел кампанию против королевы и короля. Первую он обвинил в колдовстве, второго в незаконнорожденности.
Это было очень неумно. Осенью 1477 года Кларенса взяли под стражу. Парламент предъявил ему обвинение в государственной измене. 18 февраля 1478 года приговоренный был умерщвлён при неясных обстоятельствах.
Историю про бочку мальвазии мы пропустим как несущественную. В отношении будущего династии Йорков имеет смысл затронуть лишь вопрос: знал ли Джордж о первой помолвке Эдуарда? Помолвке, которая в 1483 году позволит Ричарду Глостеру объявить детей Эдуарда незаконнорожденными. Неизвестно. Но тайный характер казни заставляет подозревать, что Кларенс кое-что знал.
В итоге смерти брата Глостер получил кое-какие владения (впрочем, обменяв их на свои прежние), а также пост главного камергера. И, что очень важно, остался вторым по старшинству членом фамилии Йорков. Причем Эдуард ему, видимо, доверял.
Фактически Глостер занял прежнее положение графа Уорика – первый аристократ королевства, богатейший феодал, держатель ключевых должностей, успешный военачальник и друг короля.
Между Ричардом и короной Англии всего-то и стояли два мальчишки, два юных сына Эдуарда IV. Возможно, и мальчишки не стали бы большой проблемой. Возможно, Глостеру хватило бы места регента и первого лорда королевства при новом юном короле.
Но мальчишки были наполовину Вудвиллы, выросли при Вудвиллах, считались лишь с Вудвиллами. А эта родня королевы никак не могла быть дружественной Ричарду Глостеру.
Чувствовать себя спокойным при власти Вудвиллов Глостер не мог. Как в свое время не мог быть спокойным старый Ричард Йорк при власти королевы Маргариты и ее фаворитов. Так что конфликт, судя по всему, был неизбежен.
И это для Йорков не было бы так уж страшно. Но за морем взрослел Генрих Тюдор, самим фактом происхождения становившийся центром притяжения оппозиции.
Все публикации на тему Войн Роз в подборке: