Найти тему
Катехизис и Катарсис

Фанаты «Сектора Газа»

Следуя теории поколений, популярную музыку можно считать одним из маркеров идентичности людей как части определённого десятилетия. Музыка «Сектора Газа», изначально построенная на китче в стиле «колхозный панк», стала популярной в самом начале 1990-х годов. Песни этой группы вписались в общую среду музыкальных экспериментов того времени. Трудно сказать, имели ли участники «Сектора Газа» представление об основной аудитории слушателей их творчества. Однако в культурной памяти многих россиян их произведения плотно ассоциируются с музыкальными предпочтениями малообразованной и не вписывающейся в общепринятые культурные конвенции молодёжи «девяностых» из разных регионов России.

Первоначально основными посетителями могилы Юрия Клинских были люди, возраст которых едва ли превышал 25 лет. На видеоролике второй годовщины со дня смерти Юрия Клинских видно, что немалая часть присутствующих – представители фан-сообщества со своими логотипом и адресом веб-страницы на флаге, стоящие в одеждах с символикой любимой группы.

Сейчас фанатская аудитория «Сектора Газа», посещающая могилу Юрия Клинских, «повзрослела». Если и появляются молодые фанаты (рождённые после смерти Юрия Клинских), то они, скорее всего, имеют родственные связи с людьми, ставшими фанатами «Сектора Газа» до 2000 года. Как и раньше, чувства по отношению к любимому музыкальному коллективу они выражают с помощью исполнения песен группы и разных воспоминаний, связанных с опытом их прослушивания. С помощью таких практик фанаты «Сектора Газа» укрепляют форму своей коллективной идентичности, основанной на любви к музыкальной группе.

Очевидно, позитивное окрашивание «Сектора Газа» фанатами сейчас объясняется не только любовью к музыкальным композициям этой группы, но и через ностальгию, в том числе по своей молодости. Ностальгия не просто «позволяет» держать связь с прошлым, но «возвращает» к индивидуальной идентичности, к событиям собственной биографии. Это позволяет фанатам вернуться в то время, «когда у них было меньше обязанностей». Возвращение к былым временам юности связывается «с переходными процессами на социальном и индивидуальном уровнях». То есть эмоциональное возвращение к прошлому фанатов «Сектора Газа» связано не только с ушедшей молодостью, – но и допускается возможность их неустойчивого социального положения в настоящем и неопределённость в будущем.

Автор - Евгений Власов