Найти в Дзене

Потерянный Джип - Jeep Willys CJ-4

Автопроизводители часто прикладывают значительные усилия, чтобы придумать привлекательные названия для своих новейших творений. Компания Willys (Jeep) за годы своего существования, несомненно, придумала несколько впечатляющих имен для своих моделей - Comanche, Gladiator, Wrangler и так далее.

1974 Jeep  CJ-5
1974 Jeep CJ-5

Однако, самое легендарное семейство внедорожных машин марки Jeep обозначалась буквенно-числовым индексом CJ, и каким-то удивительным образом производитель пропустил модель CJ-4 и сразу перешел к CJ-5 без видимых причин.

Так что же случилось с CJ-4? Оказывается, он действительно существовал.

1944 Willys CJ-1 Prototype
1944 Willys CJ-1 Prototype

В те времена, когда маркетинговые соображения не имели первостепенного значения, номера моделей часто отражали то, над чем работали инженеры. Например, модель CJ-1, которая также отсутствует в официальном ассортименте Jeep, была всего лишь концепцией. Это были несколько (возможно, всего пара) моделей Willys MB, взятых с конвейера и быстро модифицированных для проверки идеи Jeep, по возможностям использования таких машин в сельском хозяйстве и промышленности. В то время они были известны только как "гражданские джипы" (отсюда и CJ, то есть Civilian Jeep), но по мере развития концепции во второй версии, известной как CJ-2 (из которых было сделано около 40), более ранние прототипы стали известны как CJ-1.

1947 Willys CJ-2A
1947 Willys CJ-2A

Когда серийно выпускаемые модели CJ-2A и её преемница CJ-3A наконец-то появились в автосалонах, они оказались чрезвычайно успешными для Jeep, суммарно разойдясь тиражом более 350 000 экземпляров и продолжая пользоваться популярностью вплоть до 1950-х годов.

Двигатель  Go-Devil L-134
Двигатель Go-Devil L-134

Однако к тому времени покупатели стали требовать большей мощности. Двигатель Go-Devil объёмом 2,2 литра, который с его 60 лошадиными силами был козырем Willys в борьбе за контракт с армией, уже начал устаревать. В конце концов, это был дизайн, корни которого уходили ещё в 1926 год.

Двигатель Hurricane
Двигатель Hurricane

Чтобы заменить его, в 1950 году компания Willys разработала силовой блок F-134, или, как его ещё называли – Hurricane (то есть Ураган). Его конструкция всё ещё базировалась на предшественнике с плоской головкой, но новая схема впуска-выпуска позволила использовать более крупные клапаны, увеличивая мощность до 75 лошадиных сил в версии с повышенным сжатием. Однако был и недостаток - новый двигатель стал физически гораздо выше и уже не помещался под относительно низким капотом CJ.

Двигатель Go-Devil, который использовался в Willys MB, имел конструкцию L-образной головки или "плоскоголового" дизайна, который был популярен в начале эпохи двигателей внутреннего сгорания из-за своей простоты. Головка цилиндра представляла собой плоскую пластину с углублением для камеры сгорания и отверстием для свечи зажигания. Впускные и выпускные клапаны находились в блоке двигателя и работали параллельно поршням. Хотя механически этот двигатель был простым, сгорание было неравномерным, неэффективным и вызывало проблемы с охлаждением и газовым потоком.

-7

Для улучшения системы впуска в новом двигателе Hurricane инженеры Willys использовали конструкцию F-образной головки. В этой конструкции впускной клапан размещался над цилиндром, а выпускной клапан оставался на своем месте, параллельно цилиндру.

Разделив два клапана друг от друга, удалось увеличить их размер без изменения общего размера двигателя. Это было особенно важно для Willys, которая использовала конструкцию с малым диаметром цилиндра и большим ходом поршня для обеспечения хорошего крутящего момента на низких оборотах. Увеличение размеров клапанов привело к улучшенному потоку воздуха как внутрь, так и из двигателя, и в результате мощность увеличилась на 25% (15 л.с.), а крутящий момент улучшился со 142 до 154 Ньютон-метрах при 2000 об/мин.

Willys CJ-4
Willys CJ-4

В поисках возможностей расширить пространство под капотом, инженеры приступили к изучению различных вариантов: от скатывающегося капота до изящного и высокого дизайна передка. Однако, в связи с активным участием армии США в Корейской войне, конкуренция за ресурсы компании стала ожесточенной.

Компания Willys всегда стремилась получить максимальную отдачу от каждого вложенного доллара, поэтому гражданская и военная разработки тесно переплетались. Это особенно ярко проявилось в названии, данном автомобилю на этих фотографиях: CJ-4M, буквально "Гражданский Джип для Военного".

Willys CJ-4
Willys CJ-4

Задняя часть кузова осталась практически без изменений по сравнению с CJ-3A, но вместо сужения в середине, ее ширина оставалась постоянной, сливаясь в новые округлые передние крылья, заменяющие прежние плоские элементы. Рама лобового стекла, подобная CJ-3A, была установлена выше, а более высокий капот включал поднятую центральную секцию, которая плавно сужалась к переднему краю.

Будучи военным транспортным средством, автомобиль использовал все необходимые элементы: фонари для затемнения, крепления для горючих канистр, фаркоп с внешней электрикой, а также другие элементы, специально предназначенные для бездорожья, например, поднятый выхлоп и сноркель. Механически он многим был схож с другими прототипами, которые впоследствии стали известны как Willys MD или M38A1, согласно военной терминологии: трехскоростная механическая коробка передач T-90, раздаточная коробка Spicer 18, передний мост Spicer 25 и задний мост 44. В дополнение к этому была создана длиннобазная модификация под названием CJ-4MA, чтобы соответствовать требованиям армии в области медицинской помощи и перевозки персонала. Этот прекрасный джип впоследствии превратился в M170 и продолжал производиться вплоть до 1964 года.

Willys CJ-4
Willys CJ-4

К середине 1952 года производство модели M38A1 было в полном разгаре. Однако из-за материальных ограничений, вызванных продолжающейся Корейской войной, компания Willys оказалась не в состоянии создать необходимое оборудование для производства гражданской версии. Более того, поскольку M38A1 была разработана по заказу армии, дизайн принадлежал ей, и это требовало тщательных переговоров для получения прав на использование его в качестве основы для новой модели. Фактически, только в 1955 году появилась модель CJ-5.

Тем временем, компания Willys искала быстрое решение. Ранее начатый проект по адаптации существующей модели CJ-3A для установки более высокого двигателя был возобновлен, и с поднятой кабиной и капотом мир познакомился с моделью CJ-3B.

Willys CJ-4
Willys CJ-4

А для CJ-4, таким образом, это был конец дороги.

В то время как большинство прототипов подвергаются позору разборки и утилизации, одну машину CJ-4 спас главный инженер шасси Уиллиса, Мигель Ордорика. Он убедил руководителей продать ему гражданскую модель в 1955 году всего за 300 долларов, и увез этот уникальный джип на свою собственность в Толедо, штат Огайо, где внедорожник провел следующие десять лет, перевозя бревна, чистя снег и в целом оказывая полезные услуги.

Когда Ордорика умер в 1967 году, джип был продан новому владельцу, который припарковал его в гараже, где он и оставался в течение долгого времени. Машина снова появился на виду лишь в 1997 году, когда её приобрел коллекционер с намерением отреставрировать, однако о ней мало что было слышно с тех пор.

В 2004 году в заброшенном сарае в Кентукки также вышел длиннобазный CJ-4M, где он простоял большую часть своей жизни.