Найти тему
Пушкинский музей

Кариатида с южного портика Эрехтейона

Знаем, что самые частые посетители Греческого дворика заметили важные изменения в постоянной экспозиции. Отдел искусства и археологии Античного мира развернул одну из кариатид и теперь они с Мельпоменой словно беседуют. Сегодня мы расскажем несколько интересных фактов об истории этой удивительной скульптуры.

Храм Эрехтейон, посвященный Афине, Посейдону и легендарному царю Эрехтею, считался самой священной частью афинского акрополя (модель на верхней площадке греческого дворика). Крыша в его южной части поддерживается шестью статуями девушек, созданными в период с 421 г. до н.э. по 406 г. до н.э. (портик кариатид в левой части зала).

Возможно, кариатиды изображают канефор, участниц торжественной процессии в честь Афины, несущих на голове корзины (калафы) с дарами богине. Это действо запечатлено на фризе Парфенона (копии размещены под потолком в зале № 14, 17). Две из них в ночь перед праздником спускались по подземной лестнице в святилище на северном склоне скалы акрополя, а затем с полученными там магическими предметами возвращались в Эрехтейон.

-2

Фигура кариатиды значительно больше человеческого роста – 2.3 м, представлена в свободной и естественной позе, будто не чувствующей тяжести мраморной балки на голове. Складки одежды, окутывающие тело , похожи на каннелюры ионийской колонны.

По римским репликам, найденным в Италии в 1952 г. на вилле Адриана в Тиволи, можно реконструировать утраченные детали греческого оригинала. Левой рукой девушка придерживала край пеплоса, а в правой держала фиалу – чашу для возлияний при жертвоприношениях (римская копия расположена на противоположной стороне лестницы).

Статуи кариатид демонстрировались всегда фронтально, лицом к зрителю, в тени оставалась красота спины и роскошь волос девушки.

Развернув слепок музея на 90 градусов, мы хотели поделиться с посетителем этим знанием и дать возможность посмотреть на цветаевскую коллекцию с нового ракурса.