Найти тему

Время классической науки (часть вторая)

Благодаря своей роли в истории науки этот период получил название "век открытий", веком Просвещения (XVIII в.) и веком Разума (XIX в.). Это . Он также признается в качестве второго этапа в развитии классической науки.

Некоторые историки науки характеризуют период с конца XVIII до начала XIX века как вторую научную революцию, принимая во внимание, что первая научная революция произошла на столетие раньше. Этот второй этап имеет несколько важных особенностей, определяющих последующее развитие науки (во множественном числе).

Первая - это контекст, в котором развивалась наука в XVIII веке. Это было прогрессивное идеологическое течение в период перехода от феодализма к капитализму, которое во многом было связано с борьбой нарождающейся буржуазии против феодализма при активном участии трудящихся различных слоев.

-2

В большинстве стран Западной Европы этот процесс происходил в XVIII веке. Главными представителями просветительской мысли были Джон Локк (1632-1704) и в Англии Вольтер (настоящее имя Мари-Франсуа Аруэ, 1694-1778), Жан-Жак Руссо (1712-1778), Шарль Монтескье (1689-1755) и Поль Анри Гольбах (1723-1789), Клод Адриан Гельвеций (1715-1771), Дени Дидро (1713-1784); Гортольт Эфраим Лессинг (1729-1781), Иоганн Гофрид Гердер (1744-1803), Иоганн Фридрих Шиллер (1759-1805), Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) - Германия; Иван Иванович Бецкой (Бецкий, 1704-1795), Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), Николай Иванович Новиков (1744-1818), Александр Николаевич Радышев (1749-1802) - Россия; Томас Джефферсон (1743-1826), Бенджамин Франклин (1706-1790), Томас Пейн (1737-1809) - США.

Просвещение боролось за создание "царства разума", основанного на "естественном равенстве", политической свободе и гражданских правах. Для достижения нового социального порядка они делали упор на распространение знаний в целом и научных знаний в частности. В XVIII веке, как уже говорилось выше, доминировало механистическое мировоззрение, сформировавшееся столетием ранее. Среди них были Дидро, К.-А. Гельвеций, Жюльен Офре де Раметри (1709-1751), П.А. Гольбах, Дж. Толанд (1670-1722), М.В. Ломоносов.

На протяжении всего XVIII века среди ученых шла интеллектуальная борьба. Научное сообщество разделилось на сторонников Исаака Ньютона (1643-1727) и Готфрида Вильгельма Лейбница (1646-1716). Научные принципы
Г.В. Лейбница отстаивал Х. Вольф (1679-1754) Среди сторонников И. Ньютона были Л. Эйлер (1707-1783 гг.), Ж. Д'Алембер (1717-1783), П. Мопертюи (1698-1759 гг.) и др.

До середины XVIII века эта тема обсуждалась в научных журналах, издаваемых Лейпцигским научным журналом и Королевским обществом в Лондоне. Завершилась научная революция, начавшаяся в XVI веке и принесшая цивилизации небывалые успехи. Пересмотр старых представлений о Вселенной привел к пересмотру представлений о Земле. Одним из крупнейших обобщающих трудов в этом направлении стала трехтомная "Теория Земли" Джеймса Геттона (1726-1797).

Д. Геттон утверждал, что все геологические породы, из которых состоит Земля, являются не чем иным, как результатом длительных химических процессов. Свидетельством этих процессов он считал землетрясения, извержения вулканов, гейзеры и другие процессы, происходящие в глубинах Земли. Возникло новое представление о прошлом и настоящем Земли, что дало толчок развитию биологических и сельскохозяйственных наук.

-4

Немецкий агроном Альбрехт Даниэль Теа (1752-1828) провел исследования по определению механизмов изменения плодородия почвы и выдвинул теорию о том, что гумус, основной компонент плодородия, является результатом разложения органического вещества в почве. Поэтому, если не вносить удобрения в почву, их использование неизбежно приведет к снижению плодородия и урожайности. Поэтому органические удобрения должны вноситься в почву для обеспечения распространения и накопления гумуса.

-5

Развитие биологии привело к появлению первой классификации растений и животных. В 1735 году шведский ученый Карл Линней (1707-1778) предложил классификацию, которая впоследствии стала наиболее распространенной. Хотя он не соглашался с идеей эволюции растений и животных, его работы были использованы для обоснования этой идеи.

Жан-Батист Ламарк (1744-1829) объяснил эволюцию растений и животных с точки зрения способности организмов приспосабливаться к окружающей среде и передавать признаки, приобретенные в результате наследственности.

Развитие физики и возникновение химии позволило раскрыть ранее не объясненные процессы биологической эволюции. У истоков физики как науки стоял Исаак Ньютон (1643-1727). Ему удалось обобщить и, главное, систематизировать научные знания, накопленные его предшественниками. Одним из главных научных достижений И. Ньютона, как уже говорилось выше, было доказательство того, что в основе всех процессов, происходящих в природе, лежит взаимодействие материальных объектов. Задачей физики Ньютон считал открытие и объяснение законов этого взаимодействия.

-6

Возникновение химии как науки связано с именем французского исследователя Антуана Лорана Лавояса. Он первым выдвинул идею разделения вещества на простейшие элементы. Через некоторое время по старой традиции эти простейшие элементы были названы молекулами, а в 1774 г. он отверг господствовавшую почти 100 лет теорию флогистона и одновременно получил кислород, чтобы определить его свойства как химического элемента.

-7

Он осветил роль кислорода в горении, окислении и дыхании. В 80-х годах XVIII века А. Лавуазье вместе с другими французскими учеными разработал новую систему химической номенклатуры и классификации, позволяющую отнести известные вещества к простым и сложным. Результатом многолетних исследований Лавуазье стали "Начала фундаментальной химии", опубликованные в 1789 году, Это была одноименная работа. Здесь же был сформулирован закон сохранения массы в химических реакциях, а в 1789 году он опубликовал "Таблицу простых тел" - перечень химических элементов, включающий водород, кислород, серу, азот, углерод, фосфор и металлы.