(Для тех, кто пришёл с середины:
Первая глава
Вторая глава
Уэллс своим романом открыл для Марса новое дыхание для Марса. И хотя до "марсианского бума" было ещё далеко, дорога была проложена. В том числе и для тех людей, что относили себя и к течениям, кардинально отличающимся от тогдашнего "мейнстрима"... Вроде социализма. И в их числе был тогда ещё не особо известный большевик Александр Богданов.
Был он довольно яркой личностью: идеолог Пролеткульта, кибернетик, сторонник идеи обновления организма кровью... Но это всё было потом, уже после революции. Нас же интересует 1908 год. Именно тогда был опубликован его роман о Марсе под названием. "Красная Звезда". Иронично, не так ли?
Немного о сюжете
Сюжет, стоит сказать, довольно прост и схож с классическими утопиями по структуре. Жителя нашего мира (в лице революционера Леонида) житель утопии (марсианин по имени Нетти) переносит в само её пространство (посредством космического полёта) и знакомит с достижениями, которые были бы достигнуты там (Марс). Житель нашего мира и рад бы там остаться, но из-за тоски по родине (Земле) он возвращается назад, однако позже приходит назад в утопию, горюя по несбыточной мечте, что была реализована у них (проигрыш революции в России). Но нас, как и в случае с "Войной Миров", интересует не сюжет, а сам Марс... И его жители.
Красные порядки Красной Планеты
Поскольку утопия писалась представителем большевиков, то становится ясно, какой строй господствует на Марсе.
Коммунизм.
И коммунизм именно такой, каким он должен быть. Все марсиане работают сознательно, меняя место работы через какое-то время. Частная собственность, что логично, отсутствует. Все равны в правах, а свободная любовь — процветает. Чем не "земля обетованная"? Правда, радиоактивных материалов на Марсе мало, так что ради них некоторые были готовы на завоевание Земли — но тут всё решилось мирно, в отличие от Уэллса.
Иные, но похожие на нас
У Уэллса марсиане представали, как гигантские спрутоподобные монстры. У Богданова же они более гуманоидны и приближенны к образу, который в будущем станет одним из "клише" для пришельцев — человеческое тело, большие глаза, широкая верхняя часть лица — и маленькая нижняя. А также никаких отличий между мужчинами и женщинами — тот же Нетти, на самом деле, марсианка.
Также Богданов считает, что технические достижения самих марсиан, в каком-то роде — будущее самого человечества. Поскольку, если верить представленной философии, все цивилизации идут по одному пути, а Марс старше Земли, то марсиане — люди будущего. И у этих людей будущего уже в наличии то, что тогда казалось диковинкой: космические полёты, компьютеры и телевидение, синтетика, ядерная энергия... И конечно же, переливание крови. Богданов сам сильно любил эту тему и от неё же погиб. Впрочем, это тема для другого разговора.
Но что же в итоге?
А в итоге "Красная Звезда" оказалась одной из последних утопий, как жанра, но одной из первых книг о Марсе. И если Уэллс концентрировался на аллегориях на колониализм, то Богданов заострял внимание на грядущем коммунизме, что он отражал в Марсианах. Впрочем, это был один из тех редких моментов, когда Марс был населён коллективистскими существами. Вскоре ему предстояло стать отображением земного средневековья — но это уже совсем другая история...