Найти тему

"О Марсе в культуре". Глава третья, где Красная планета краснеет и в ином смысле.

(Для тех, кто пришёл с середины:

Первая глава

Вторая глава

Уэллс своим романом открыл для Марса новое дыхание для Марса. И хотя до "марсианского бума" было ещё далеко, дорога была проложена. В том числе и для тех людей, что относили себя и к течениям, кардинально отличающимся от тогдашнего "мейнстрима"... Вроде социализма. И в их числе был тогда ещё не особо известный большевик Александр Богданов. 

Собственной персоной
Собственной персоной

Был он довольно яркой личностью: идеолог Пролеткульта, кибернетик, сторонник идеи обновления организма кровью... Но это всё было потом, уже после революции. Нас же интересует 1908 год. Именно тогда был опубликован его роман о Марсе под названием. "Красная Звезда". Иронично, не так ли? 

Первая обложка
Первая обложка
Второй вариант обложки с портретом местного. Или местной?
Второй вариант обложки с портретом местного. Или местной?

Немного о сюжете

Сюжет, стоит сказать, довольно прост и схож с классическими утопиями по структуре. Жителя нашего мира (в лице революционера Леонида) житель утопии (марсианин по имени Нетти) переносит в само её пространство (посредством космического полёта) и знакомит с достижениями, которые были бы достигнуты там (Марс). Житель нашего мира и рад бы там остаться, но из-за тоски по родине (Земле) он возвращается назад, однако позже приходит назад в утопию, горюя по несбыточной мечте, что была реализована у них (проигрыш революции в России). Но нас, как и в случае с "Войной Миров", интересует не сюжет, а сам Марс... И его жители.

Красные порядки Красной Планеты

Поскольку утопия писалась представителем большевиков, то становится ясно, какой строй господствует на Марсе. 

Коммунизм. 

Да, примерно так
Да, примерно так
Или так. Правда, этого фильма в цикле не будет. Всё же, рассказ не про Луну.
Или так. Правда, этого фильма в цикле не будет. Всё же, рассказ не про Луну.

И коммунизм именно такой, каким он должен быть. Все марсиане работают сознательно, меняя место работы через какое-то время. Частная собственность, что логично, отсутствует. Все равны в правах, а свободная любовь — процветает. Чем не "земля обетованная"? Правда, радиоактивных материалов на Марсе мало, так что ради них некоторые были готовы на завоевание Земли — но тут всё решилось мирно, в отличие от Уэллса.

Иные, но похожие на нас

У Уэллса марсиане представали, как гигантские спрутоподобные монстры. У Богданова же они более гуманоидны и приближенны к образу, который в будущем станет одним из "клише" для пришельцев — человеческое тело, большие глаза, широкая верхняя часть лица — и маленькая нижняя. А также никаких отличий между мужчинами и женщинами — тот же Нетти, на самом деле, марсианка.

Да, как у того же Уэллса или более поздних писателей. Но они уже не так беспомощны, могут питаться сами — и спариваются. Хотя различия всё равно малы.
Да, как у того же Уэллса или более поздних писателей. Но они уже не так беспомощны, могут питаться сами — и спариваются. Хотя различия всё равно малы.

Также Богданов считает, что технические достижения самих марсиан, в каком-то роде — будущее самого человечества. Поскольку, если верить представленной философии, все цивилизации идут по одному пути, а Марс старше Земли, то марсиане — люди будущего. И у этих людей будущего уже в наличии то, что тогда казалось диковинкой: космические полёты, компьютеры и телевидение, синтетика, ядерная энергия... И конечно же, переливание крови. Богданов сам сильно любил эту тему и от неё же погиб. Впрочем, это тема для другого разговора.

Но что же в итоге?

А в итоге "Красная Звезда" оказалась одной из последних утопий, как жанра, но одной из первых книг о Марсе. И если Уэллс концентрировался на аллегориях на колониализм, то Богданов заострял внимание на грядущем коммунизме, что он отражал в Марсианах. Впрочем, это был один из тех редких моментов, когда Марс был населён коллективистскими существами. Вскоре ему предстояло стать отображением земного средневековья — но это уже совсем другая история...