В текущем виде ограничение этого вида оружия совершенно неэффективно.
Тема кассетных боеприпасов оживилась летом 2023 года после того, как США решили дать новый импульс безвозвратно застопорившемуся наступлению киевских войск на российское Причерноморье. ВСУ были переданы 155-мм снаряды в кассетном исполнении М483А1 и М864 DPICM (Dual-Purpose Improved Conventional Munitions), неопределенное число снарядов в калибрах 203 и 105 мм, а также 227-мм ракеты для систем M270 MLRS и HIMARS.
Эти боеприпасы ожидаемо не привели к серьезному прогрессу. Но они остаются специфическим видом вооружения, которое сочетает максимальную неизбирательность и значительный разрушительный эффект по небронированным и находящимся вне укрытий целям. Таким как самолеты, склады, топливо и, разумеется, люди. Соответственной оказывается и схема применения таких боеприпасов.
Сама концепция кассетных или кластерных боеприпасов (КБ) возникла в гитлеровской Германии. Боеприпас AB 250-3, имеющий вид обыкновенной 250-кг авиабомбы, снаряжался 108 малогабаритными осколочными бомбами SD-2. Каждая такая SD-2 оснащалась парашютом, который позволял уменьшить ее скорость снижения и обеспечивал рассеивание суббоеприпасов на площади в несколько сотен квадратных метров. В зависимости от используемых взрывателей бомба подрывалась от удара о землю через 5-30 минут после приземления или еще в воздухе. Поражающая эффективность подобных кассетных бомб против пехоты противника была гораздо выше, чем взрыв одной, пусть даже 250-кг бомбы: радиус поражения возрастал с 30 до 300 метров.
Тогда же проявилась одна из особенностей такого оружия: заметный процент несработавших суббоеприпасов. Они превращаются в противопехотные мины и представляют опасность весьма долго. Во Вьетнаме, который американская авиация буквально засыпала кассетными зарядами, от этого «эха войны» до сих пор погибает ежегодно около 300 человек. На сербское Косово в 1999 году американские и британские самолеты сбросили тысячи таких боеприпасов. Согласно статистике, из-за них погибло значительно больше мирных жителей региона, чем от специализированных противопехотных мин. Израиль сбросил в южной части Ливана более 4-х миллионов подобных суббоеприпасов во время вооруженного конфликта в 2006 году.
Процент «несрабатывания» зависит от типа боеприпасов и конкретных условий, колеблясь от 2% до 14% официально. Но в ряде случаев, с мягкой почвой или густой растительностью, он может быть и выше. Соответственно, «загрязнение» взрывоопасными объектами от КБ даже больше, чем от специализированных систем дистанционного минирования.
Далеко не все страны подписали в 2008 году Конвенцию о запрете хранения, производства и передачи третьим странам кассетных боеприпасов (Convention on Cluster Munitions), а значит использование такого оружия с точки зрения международного права целиком лежит на совести конкретной применяющей стороны.
Это оружие явно негуманно, и использоваться наравне с остальными типами не может. Именно поэтому Россия в своей новейшей истории старалась его не применять первой, а если и применяла, то сугубо на поле боя. Активное применение данного типа оружия со стороны войск ВС РФ на Украине началось лишь в качестве ответного симметричного шага, и то не сразу: украинская артиллерия начала использовать кассетные боеприпасы против республик Донбасса еще в 2014-15 годах.
США такие боеприпасы используют и передают без моральных угрызений. Известно заявление Пентагона по поводу того, что «кассетные боеприпасы показали свою эффективность, и их изъятие из арсеналов армии США будет означать повышение риска для жизни американских солдат».
В этом смысле, Конвенция о запрете кассетных боеприпасов (ККБ) выглядит как изрядное лицемерие. ККБ вводит запрет на производство, хранение, применение и передачу соответствующих боеприпасов. Участники взяли на себя обязательство в течение 8 лет после вступления для них в силу соглашения уничтожить все национальные запасы КБ, а в течение 10 лет – расчистить от них свою территорию.
Но ККБ не подписали страны, обладающие самыми значительными арсеналами кассетных боеприпасов, которые к тому же играют заметную роль в военных доктринах. Так, любая стандартная операция НАТО подразумевает массированные бомбовые удары, где по ряду целей предпочтительно использовать как раз кассетные боеприпасы.
Кроме того, запрет на КБ не является полным, что неоднократно подчеркивалось МИДом России. В частности, разрешаются «кассеты», снаряженные десятью и менее суббоеприпасами, если вес каждого превышает 4 кг, а также предназначенные для поражения одиночной цели и снабженные электронными механизмами самоуничтожения и самодеактивации. То есть, отмечается в комментарии МИД, документ заранее подразделяет кассетные боеприпасы на «плохие» (устаревшие и не соответствующие положениям ККБ) и «хорошие» (современные и высокотехнологичные), что представляется некорректным.
Лишает логического наполнения Конвенцию и норма, по которой даже подписавшие её страны могут вести совместные военные операции со странами, не присоединившимися к Конвенции, и тем самым пользоваться характеристиками КБ.
Исходя из буквы Женевской конвенции от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны, применение кассетных боеприпасов в населенных регионах противоречит третьей статье этой конвенции, где запрещаются посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность не участвующих в боевых действиях. Но, как и во всех подобных случаях, возникает вопрос правоприменительной практики. США должны были быть подвергнуты суду не менее 2-3 раз, особенно с учетом применения КБ кроме Вьетнама ещё и в Корее. Где американская авиация использовала гитлеровские кассетные боеприпасы, получившие локализованное название AN M83.
Можно найти и другие тонкости. В статье 1 Конвенции говорится, что каждое государство-участник обязуется никогда и ни при каких обстоятельствах:
a) не применять кассетные боеприпасы;
b) не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать, не сохранять и не передавать никому, прямо или опосредованно, кассетные боеприпасы;
c) не помогать, не поощрять и не побуждать кого бы то ни было к осуществлению деятельности, запрещенной для государства-участника согласно настоящей Конвенции.
Конвенцию ратифицировали все государства Европы, граничащие с Украиной – кроме Польши. И, исходя из положений ККБ, ни одна из этих стран не могла быть транзитной для поставок кластерных боеприпасов на Украину или в Польшу. В Польшу такие боеприпасы могли попасть только морем, но для этого нужно было пройти через воды государств, которые ККБ связаны.
Другими словами, сейчас в мире не существует правовых механизмов, способных действенно ограничить использование кассетных боеприпасов. А там, где их применение очевидно противоречит договоренностям и даже соглашениям более высокого уровня, вроде Женевских конвенций, не было пока прецедентов привлечения к ответственности применявших это негуманное оружие.
Единственным успехом оказывается полный запрет КБ с пластиковыми и игольчатыми поражающими элементами, которые очень трудно обнаружить по причине слабой заметности для рентгена, на основании Конвенции ООН от 1980 года.
Вопросы регулирования оружия массового поражения – не только химического, биологического и ядерного, но и «квази-массового», вроде объемно-детонирующих боеприпасов и кассетных зарядов не могут быть решены паритетно и всеохватно при текущем миропорядке. Скорее всего, решить их необходимо и возможно в рамках БРИКС++ и других организаций, не имеющих гегемонистских устремлений.
Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной!