Найти тему
Фабрика мнений

Про кризис веры и православные чудеса родом из Тверской области

Сейчас, даже в подконтрольных властям СМИ, много говорят про кризис веры, что люди не идут в храмы. Поводов к тому масса и я не эксперт, чтобы каждую причину разбирать подробно. Остановлюсь на моменте, который в действиях РПЦ коробит лично меня. Кроме официальной науки Истории у Церкви есть своя история, основанная на легендах, писаниях и чьих-то там сказаниях. В дремучие времена, когда люди повально были неграмотными такая тема прокатывала "на ура", а сейчас вызывает много вопросов.

Начнем с вечно обиженного на всех вокруг и в первую очередь на Тверь города Торжок и его православной жемчужины Борисоглебского монастыря.

По легенде монастырь основан аж в 1038 году даже ранее Киево-Печерской лавры. Якобы заложил храм боярин венгерского происхождения Ефрем. Обезумевший от горя (вот с чего вдруг?) после убийства в 1015 году князем Святополком Окаянным своих братьев Бориса и Глеба боярин удалился на 1000 километров от Киева и от мирских дел на берега Тверцы и построил монастырь в честь Бориса и Глеба. Естественно никаких доказательств этому нет. Первые достоверные упоминания монастыря относятся только к началу 16-го века. Тогда же, во время ремонтных работ, были найдены чьи-то останки. Служители Бога посчитали, что это и есть мощи преподобного чудотворца Ефрема, и сейчас они стали основной святыней обители.

Большинство ученых считает, что русские князья были канонизированы во второй половине 11-го века, а значит даже если предположить, что Ефрем не только существовал, но и не поленился отмотать столь долгий путь из Киева до Торжка, то заложить именно Борисоглебский монастырь он никак не мог, просто не имел права.

Скорее всего в начале 11-го века на высоком берегу зарождающегося Торжка уже стояла православная церковь. Все остальное не более чем фантазии местного духовенства разных времен.

Сегодня легенда о древности монастыря особенно актуальна. Торжок посещает много туристов, а Борисоглебская обитель, пропитанная духом провинциального классицизма 19-го века, главной достопримечательностью отнюдь не является. Кроме нее в городе на Тверце можно посетить филиалы Всероссийского историко-этнографического музея, музеи Пушкина и золотошвей, музей деревянного зодчества в Василево.

-2

Если Старица с ее Успенским монастырем с начала 16-го века была обласкана светской властью, то географическим соседям ржевитянам повезло меньше. С этим нужно было что-то делать и вот, в 1539 году, недалеко от Ржева на сосне инок нашел икону Божией Матери, а на другом дереве рядом железный крест. С иконой якобы сразу начали происходить всякие православные чудеса и ее даже по приказу Ивана Грозного перевезли в столицу. Видимо чудеса для зажравшихся москвичей показались не слишком впечатляющими и образ быстро вернули обратно. Вообще Иван 4 был человеком паталогически жадным и очень набожным. Будь икона действительно чудотворной, то назад бы ее не отдали 100%.

В настоящее время проверить чудотворность образа невозможно. В 1930-е годы икона из храма была украдена и где сейчас находится неизвестно. В Соборе Оковецко-Ржевской иконы Божией Матери, куда часто заезжают туристы, хранится список этой иконы - главная святыня обители.

-3

Кашин - совсем уж неприметный городишко и гордиться его жителям казалось бы нечем. Однако здесь есть минеральные источники и почитаемая святая - Анна Кашинская! Впрочем последняя никакая не "кашинская", просто местные батюшки вовремя подсуетились.

Анна Дмитриевна, родилась в княжеской семье в Ростове. В 1294 году вышла замуж за Михаила Ярославича - легендарного тверского князя, за высший нравственный подвиг по праву канонизированного в лике святых. Анна прожила в Твери долгую, но не особенно счастливую жизнь. Ордынцы убили ее мужа, двух сыновей и внука. Княжна активно финансово помогала Церкви. На склоне лет приняла монашеский постриг, а за год до кончины переехала вслед за своим младшим сыном в Кашин.

До 17-го века Анна была всеми забыта, но потом время сказало "пора!" и Анну канонизировали. Впрочем не на долго. В том же 17-ом веке комиссия выявила многочисленные подлоги и нестыковки, которые доказывали, что Анна никакая не святая. Главными увлечениями Николая Второго, как мы знаем, были не политика с экономикой, а балерины, отстрел ворон и православие. Именно при непосредственном участии последнего российского императора Церковь возобновила почитание мощей тверской княжны.

Пригодилась Анна и для раскрутки продаж минеральной воды. Один из брендов продукции - "Анна Кашинская". Вода имеет солоноватый привкус. По местечковой, но от этого не менее красивой легенде то слезы святой, которые она выплакала молясь по невинно убиенным татаро-монголами русским людям.

-4

А ведь я уверен, что святые жили и живут среди нас - тихие, добрые, отзывчивые, просто незаметные в силу своей скромности. Есть и православные чудеса. Скажем во время ВОВ немцы, захватив большую часть Калинина (Твери), рвались в Затверечье, но были остановлены советскими войсками. Нацисты нещадно бомбили и обстреливали этот район города, от исторической застройки там почти ничего не осталось, а вот Свято-Екатерининский монастырь выстоял, хотя расположен на самом видном месте...

-5