Сегодня я бы хотела провести описание и анализ на примере древнеримского памятника. Мы будем рассматривать зооморфный сосуд 1-2 веков. Конкретно этот сосуд представлен в виде головы барана. Выполнен из глины в технике оттиска в форме со следами серовато-белой и розоватой раскраски. В основе происхождения таких сосудов лежат верования о воплощении богов в образы птиц и зверей. Соответственно, им придавали вид различных животных (Илл. 1).
Описание
Рассматриваемый сосуд цилиндрической формы имеет довольно малый размер - высота 7,8; диаметр устья 2,9; диаметр основания 6,6 х 5,8 см (Илл. 1). Сосуд стоит на основании с выделенным плоским бортиком. На лицевой стороне мы видим пластичную, подробно смоделированную морду животного. Очень точно переданы рельефы мимических мышц, довольно выраженная надбровная дуга, нависающая над глазами, в которых отмечены зрачки. Удлиненный объемный нос имеет углубленные ноздри. Рот плотно сомкнутый. Плавные завитки рогов свернуты в выступающие на плоскости спирали с такими характерными насечками годовых колец (Илл. 2).
На верхней части головы, между рогами расположено невысокое горлышко сосуда с небольшим выступом, вдоль затылка переброшена тонкая ручка. Лоб, шею и тыльную сторону покрывают плоские завитки шерсти (Илл. 3). Стоит отметить, что образ барана передан достаточно правдоподобно, со всеми нюансами, и при этом мы можем ощущать некую тревогу и напряженность в его выражении (Илл. 2).
Предназначение
Предполагается, что зооморфные сосуды использовались в ритуалах, посвященных божествам, в жертву которым приносили этих животных. Жертвоприношение могло совершаться возлиянием крови убитого животного подземным богам и душам умерших. Иногда кровь заколотого животного собирали в чаши и переливали в сосуды, как раз и повторяющие образ жертвы. Может именно поэтому мы ощущаем некое беспокойство, волнение в этом образе. Также возможно, что такие сосуды могли входить в состав храмового имущества.
Связь с Богами
Круг богов, с культами которых был связан баран, достаточно широк. И предметы с изображением этого животного являлись вотивами (то есть приносимые в дар божеству), посвященными в храмы Зевса, Аполлона и Гермеса.
Сравнительный анализ с другим сосудом
Теперь хотелось бы провести сравнение с другим похожим сосудом по тому, как изображали баранов разные мастера. Будем сравнивать с сосудом в виде головы барана в жертвенной повязке 2 века из Рима. Если мы сравним эти два сосуда, то увидим как сходства, так и различия. Объединяет их, во-первых, цилиндрическая форма, где основание с выступающим плоским бортиком. Но при этом голова барана на правом сосуде будет более вытянутой, длинной. Да и сами размеры сосудов, как мы видим, довольно сильно отличаются. (Илл. 4).
Также необходимо отметить детальную проработку правого сосуда: очень точно изображены рога барана, они выглядят более естественно, более объемно, тогда как на нашем сосуде рога более обобщенные, более плоскостные. Также глаза выразительнее и их прорисовка более подробна на правом сосуде: мы видим аккуратно выполненные радужки и зрачки барана. Шерсть тоже в сравнении будет более натурально смотреться у правого сосуда. Кроме этого, если мы у барана на левом сосуде ощущаем некое волнение в его выражении лица, то у другого, наоборот, чувствуется спокойствие, и даже некая безжизненность. Это сравнение дает понять, что в принципе изображения баранов довольно реалистичны, просто один мастер делает это более точно, а другой более обобщенно (Илл. 5).
Вывод
Таким образом, мы смогли дать подробное описание рассматриваемого памятника, его предназначение, а также провели сравнение с другим похожим сосудом, где выявили их сходства и различия. Лично мне очень понравился этот сосуд прежде всего из-за его малого размера, он достаточно лаконичный, уточенный.
Пишите в комментариях, как вам статья? И заходи ко мне на страницу, я пишу статьи про искусство, а также снимаю атмосферные видео ✨