В эпоху цифровой трансформации, eCommerce продолжает устанавливать новые рекорды, привлекая все больше продавцов и генерируя ошеломляющие объемы прибыли. Современные торговые площадки открывают практически безграничные горизонты для масштабирования малого и среднего бизнеса, при условии грамотного подхода. Однако, вместе с возможностями приходят и обязательства, нарушение которых влечет за собой штрафы. В этом материале мы рассмотрим основные типы штрафных санкций и способы их предотвращения.
Категории штрафов
Штрафы обычно делятся на следующие типы:
1. Балловые штрафы. За нарушения начисляются штрафные баллы, которые в дальнейшем могут существенно снизить рейтинг товаров и магазина, а также уровень дохода.
2. Предупреждения. Администрация маркетплейса выдает документ, в котором перечисляются допущенные ошибки и устанавливается срок для их исправления.
3. Денежные штрафы.
4. Временная блокировка аккаунта (до 12 месяцев).
5. Полная блокировка аккаунта.
Каждая платформа имеет свою систему штрафных санкций с четко определенной иерархией наказаний.
Причины штрафов на маркетплейсах
Большинство штрафов связаны с нарушением базовых правил работы на площадке. Хотя каждый маркетплейс разрабатывает свои собственные правила, в целом они довольно схожи.
Следующие действия обычно запрещены:
- Продажа запрещенных услуг/товаров, фальсифицированных или контрафактных товаров. В этом отношении требования интернет-площадок полностью совпадают с требованиями законодательства РФ.
- Отсутствие необходимых разрешительных документов на продаваемую продукцию: требуется наличие сертификата, декларации соответствия или отказного письма (в случае, когда сертификация не требуется).
Для начала работы на любой онлайн-платформе необходимо предоставить обязательный пакет документов, включающий:
- Документы, подтверждающие статус индивидуального предпринимателя, юридического лица или самозанятого.
- Свидетельство о регистрации товарного знака или письменное согласие правообладателя на использование товарного знака.
- Договор с поставщиками продукции.
Стоит учесть, что для торговли определенными категориями товаров может потребоваться дополнительный пакет документов. За отсутствие необходимых документов или их фальсификацию маркетплейс имеет право наложить штраф.
Ozon
Площадка бессрочно начисляет 1000 штрафных баллов за использование поддельных документов и блокирует личные кабинеты продавца до окончания процедуры проверки или обжалования.
Wildberries
На начальном этапе маркетплейс не запрашивает сертификаты. Однако, согласно правилам, по первому запросу покупателя продавец обязан предъявить документы в течение трех рабочих дней. В противном случае продавец получит штраф как от платформы, так и от Роспотребнадзора:
- Штраф от маркетплейса – от 100 тыс. руб. и по 5 тыс. руб. за каждый час просрочки предъявления документа.
- Штраф от Роспотребнадзора – до 300 тыс. руб., не считая судебных издержек, которые также выплачивает продавец.
«Яндекс.Маркет»
Компания проверяет продавца до того, как магазин начинает работу на площадке. Прежде чем вывести товары на витрину, платформа проверяет записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, лицензии и соответствующие документы. Без этого селлера не допустят к торговле.
Чтобы избежать штрафных санкций, необходимо заранее подготовить все документы и всегда держать их под рукой. Так в случае необходимости вы сможете быстро предоставить их по запросу.
Неправильная маркировка. Сюда относится: отсутствие артикулов либо возможности считать коды, несоблюдение правил упаковки, поставка незарегистрированного в системе товара, подлежащего маркировке, отсутствие данных о кодах в УПД.
Если продавец выходит с таким товаром, то он обязан подключиться к системе мониторинга «Честный Знак». Там селлеры производят приемку от поставщиков и передачу площадке продукции. Это делается с помощью универсальных передаточных документов (УПД), в которых указываются коды маркировки каждого товара, фигурирующего в этой накладной.
В случае нарушения правил работы с маркировкой, продавцы сталкиваются не только с санкциями со стороны маркетплейсов, но и с государственными штрафами, предусмотренными действующим законодательством.
Wildberries
За отсутствие или плохую читаемость кода маркировки налагается штраф в размере 1500 рублей за каждую единицу товара с нарушением.
Ozon
Компания установила в договоре ответственность продавца за все нарушения в области маркировки и возмещение убытков, понесенных маркетплейсом. Это включает проблемы с маркировкой, неполные данные, проблемы с системами маркировки и поставку товара в агрегированных транспортных упаковках.
«Яндекс.Маркет»
Маркетплейс не позволит отгрузить заказ, если отсутствует код маркировки. Из-за задержки заказа индекс качества магазина автоматически снижается. По алгоритмам площадки, чем ниже индекс, тем меньше продавец получает заказов. В дальнейшем это может привести к блокировке магазина.
«Мегамаркет»
Компания строго следит за наличием маркировки и в случае её отсутствия не допустит отгрузку товара.
Полный перечень штрафов за административные нарушения при работе с маркировкой перечислен в статье 15.12 КоАП РФ.
Несоблюдение правил оформления карточек товаров, когда описание или фото не соответствуют реальному продукту, также может привести к штрафам. Маркетплейсы заинтересованы в том, чтобы покупатели быстро и легко находили нужный товар на их платформе, поэтому они предусматривают особую ответственность за корректное оформление карточек.
Чтобы избежать ненужных санкций, стоит внимательно отнестись к следующим нюансам:
- Нет ли значительных расхождений между изображениями в карточке и реальным товаром (совпадают ли цвет и фактура);
- Достоверна ли информация, указанная в описании. Не искажено ли назначение, не добавлены ли несуществующие функции;
- Не используется ли ненормативная лексика;
- Корректно ли оформлена и заполнена карточка. Стандарты и правила заполнения есть на каждом маркетплейсе.
Правила оформления карточек различаются для разных площадок, поэтому рекомендуется внимательно изучить требования конкретной платформы и отслеживать изменения в них.
Ozon
В случае несоответствия действительности описания товара или услуги в карточке, продавцу будет начислен штраф в размере 200 баллов на 3 месяца. Дополнительно площадка заблокирует все карточки с выявленными нарушениями. Если их много, то Ozon деактивирует все личные кабинеты продавца. Напоминаем, что у юрлиц на Ozon может быть несколько магазинов одновременно, при этом кабинет для каждого свой.
Wildberries
В случае несоответствия описания или фотографии реальному продукту площадка выставит штраф продавцу в размере 1-2 тыс. руб. за каждую карточку. При регулярности нарушений платформа блокирует личный кабинет продавца. Такие же штрафные санкции предусмотрены, если в карточке упоминается другой бренд. Поэтому контент для карточек нужно составлять внимательно.
Помимо этого, агрегатор с 2023 года начал запрещать продавцам выкупать свои товары. Ранее многие продавцы для повышения рейтингов занимались «самовыкупом» регулярно. Теперь за подобные махинации Wildberries накладывает штраф в размере 30% от суммы выкупленных таким образом товаров, но не менее 100 тыс. рублей.
«Яндекс.Маркет»
Маркетплейс проверяет не только описание продукта, но и его цену. Например, если продавец установил цену в несколько раз ниже рыночной, маркетплейс расценивает такую стоимость как ошибочную и может скрыть товар. Чтобы избежать ошибок с ценами и блокировок, продавец может настроить карантин цен. Эта функция защищает от ошибок. Покупатель не сможет приобрести товар в разы дешевле аналогичных, если продавец случайно не дописал ноль в цене.
«Мегамаркет»
Платформа предусматривает начисление штрафных баллов за фальсификацию информации в карточке товара. При этом количество баллов напрямую влияет на рейтинг магазина.
Нарушения авторских прав. Одно из самых серьезных нарушений, которое грозит продавцу множеством неприятностей: блокировкой, ограничением доступа к рекламным инструментам, запретом на продажу, вечным баном на площадке, а также закрытием бизнеса и штрафом – до 5 млн руб., с необходимостью дальнейших судебных разбирательств. Всё зависит от того, как квалифицирует нарушение платформа.
К слову, в последнее время защита интеллектуальной собственности в сфере eCommerce стала одним из ключевых направлений. С этой целью многие онлайн-платформы давно уже требуют от продавцов подтверждать права на используемые товарные знаки. Это самая эффективная мера профилактики на сегодняшний день. Поэтому, чтобы действовать в рамках закона, необходимо заранее зарегистрировать товарный знак или предоставить площадке специальный лицензионный договор с правообладателем. За нарушение этих требований на каждой площадке предусмотрены свои санкции:
Ozon
Перед стартом сотрудничества у продавца не проверяют наличие зарегистрированного торгового знака. Но свидетельство или договор (купли/продажи, лицензионный, дистрибьюторский) необходимо добавить в личный кабинет при загрузке перечня товаров.
Если права на знак принадлежат другому юрлицу, то потребуется официальное письмо. Каждый доказанный факт нарушения потребует от продавца возмещения убытков в размере 150 000 рублей. Речь идет не только о незаконном использовании чужих знаков, но и несоответствии действительности указанной информации о продукте. В OZON за нарушения действует штрафная система начисления баллов. Так, за отсутствие необходимых документов продавца ожидает:
1000 баллов на 9 месяцев – за нарушение прав на товарный знак;
350 баллов на 5 месяцев – за использование чужого товарного знака в информации о компании;
200 баллов на 3 месяца – за использование чужого контента, фотографии, текста, в карточке товара или услуги без разрешения правообладателя.
За 1000 баллов Ozon вправе заблокировать личный кабинет или расторгнуть договор. С полной системой штрафов и взысканий можно ознакомиться в базе знаний OZON.
Wildberries
До начала торговли от продавца не требуют подтвердить регистрацию товарного знака. Но после старта работы продавец должен предоставить номер заявки или свидетельство. При возникновении спорных ситуаций даются сутки на то, чтобы загрузить подтверждающие документы. В случае, если необходимых документов селлер не предоставит – площадка заблокирует аккаунт и карточки товара, а также выставит штраф в размере 25 тыс. руб. за каждый продукт, размещённый с нарушением авторских прав.
«Яндекс.Маркет»
Начать продавать на платформе без подтверждения прав собственности не выйдет. Для доступа к личному кабинету потребуется подтверждение регистрации товарного знака или разрешительное письмо на использование чужого товарного знака. Если магазин представляет несколько брендов, он обязан подтвердить право на каждый из них.
Товар позволят выставить только после успешного завершения проверки. С нарушителями прав на интеллектуальную собственность площадка сразу расторгает договорные отношения. При этом продавцу придется выплатить штраф и компенсировать маркетплейсу понесённые убытки.
«Мегамаркет»
Для начала торговли платформа не требует предъявлять подтверждающие право на использование товарного знака документы. Но это не значит, что можно не думать об этом и не готовить пакет документов.
За каждое нарушение «Мегамаркет» взимает от 30 000 рублей и выставляет счёт на компенсацию понесенных маркетплейсом убытков.
Чтобы избежать ненужных штрафов, заранее позаботьтесь о необходимых документах: зарегистрируйте товарный знак в Роспатенте, чтобы защитить себя от нарушения чужих прав. Либо получите письменное согласие
Маркетплейсы накладывают штрафы только в случае явных нарушений правил площадки. Как правило, администрация объясняет причину взыскания и дает возможность исправить допущенные ошибки. Продавец в любой момент может связаться со службой поддержки или с администрацией для получения разъяснений и рекомендаций по урегулированию ситуации. В случае, если селлер не согласен с решением маркетплейса, он может подать апелляцию. Процесс, сроки и необходимый пакет документов перечислены в правилах каждой площадки.
Маркетплейсы предоставляют возможность быстро запустить продажи и масштабировать бизнес, но взамен требуют беспрекословного следования правилам. Чтобы избежать ненужных разбирательств, штрафов и репутационных потерь, необходимо тщательно изучить договор и максимально автоматизировать взаимодействие с площадкой. Это поможет избежать непреднамеренных ошибок и «человеческого фактора».
Основные требования к селлерам:
– не продавать запрещенные услуги и товары, фальсификат и контрафактную продукцию; – соблюдать условия договора, правила публикации, маркировки и упаковки товаров; – соблюдать авторские права; – иметь необходимые разрешительные документы и незамедлительно предоставлять их по запросу; – соблюдать правила коммуникации с покупателями.
Помимо этого, получить штраф, блокировку или понижение в рейтинге можно за завышение рыночных цен, манипуляцию поисковыми алгоритмами площадки либо отсутствие необходимых документов.
Если санкции были применены неправомерно – нужно связаться с технической поддержкой и оформить апелляцию. Заявка будет рассмотрена повторно с учетом новых фактов и аргументов.