Найти тему

«Пиранези» Сюзанны Кларк или обманутые ожидания

Кларк, С. Пиранези / в пер. Доброхотовой-Майковой Е. М. – М. : Азбука. – 2022. – 352 с.
Кларк, С. Пиранези / в пер. Доброхотовой-Майковой Е. М. – М. : Азбука. – 2022. – 352 с.

«Пиранези» – это не «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл», который захватывает с первых предложений, приводит в восторг и не отпускает после прочтения, как великолепное историческое фэнтези, щедро приправленное традиционным английским юмором, стилизованное под манеру письма авторов XIX в.

К этой книге иного рода поначалу трудно привыкнуть и нужно заставлять себя не отступиться от второго романа писательницы. Хотя постепенно втягиваешься, вместе с главным героем собирая по крупицам кусочки мозаики – разгадки всего происходящего, строя гипотезы, проверяя догадки. Книга начинает напоминать кубик Рубика, собрать который, впрочем, можно за один вечер. Небольшой объем произведения оправдан – более громоздкое повествование в отвлеченно-сюрреалистической манере могло бы чересчур утомить читателя. Ведь это, повторюсь, не «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл», которого всегда мало. И, тем не менее, поначалу действительно может показаться, что «Пиранези» имеет предпосылки на успех, как всякая загадка, привлекая внимание достаточно терпеливого читателя.

Страницы из книги (Кларк, С. Пиранези / в пер. Доброхотовой-Майковой Е. М. – М. : Азбука. – 2022. – 352 с.)
Страницы из книги (Кларк, С. Пиранези / в пер. Доброхотовой-Майковой Е. М. – М. : Азбука. – 2022. – 352 с.)

Статуи с мифологическими сюжетами, пустынные залы, нередко заливаемые водой, птицы, вьющие гнезда в этом заброшенном мире. Человеческие останки и два живых существа. Один, словно древнегреческий философ, занятый ловлей рыбы или сбором водорослей в перерывах между размышлениями о смысле всего сущего. Другой, еще более странный, занятый поисками тайного знания, не оборванец, как первый, но имеющий удивительно презентабельный вид. Однако это не предел. Наряду с двумя обитающими в этом диковинном мире появляются следы посторонних. Клочки бумаги с чужим почерком, забытые дневники, метки на стенах, причуды памяти и загадочные слова, неясная тревога – это ещё не весь букет тайн, которые приходится разгадывать читателю вместе с Пиранези, который, как и его прообраз – Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778) – итальянский археолог, художник, архитектор, исследователь и коллекционер римских древностей, точно сам создает фантастический мир вокруг себя.

Но всему приходит конец. Неясности приобретают очертания вполне реальных вещей, слишком фантастическое уступает место уже привычно-фантастическому. Финал несколько разочаровывает, в связи с чем, читатель остается словно бы обманут в своих грандиозных поначалу версиях и волшебных перипетиях сюжета.

Разрекламированная обложка книги (Кларк, С. Пиранези / в пер. Доброхотовой-Майковой Е. М. – М. : Азбука. – 2022. – 352 с.)
Разрекламированная обложка книги (Кларк, С. Пиранези / в пер. Доброхотовой-Майковой Е. М. – М. : Азбука. – 2022. – 352 с.)

Безусловно, можно пытаться найти оправдания, отыскав в «Пиранези» какие-то новые прочтения уже известных мифов, других фантастических и не очень произведений, духовные поиски, болезненные видения, посещавшие автора («Пиранези» – роман, написанный после большого перерыва вследствие затяжной болезни), однако возвращаться к книге не возникает ни малейшего желания. Книга на один раз, которую в отличие от первого романа писательницы, сложно советовать к прочтению. Как представляется, произведение написано лишь ради того, чтобы оно было написано, как попытка писательницы вернуться «в строй». Однако для читателя данный литературный опыт не имеет особой ценности и в большей степени разочаровывает, так как автор уже доказала, что способна на гораздо большее, чем эта легковесная задумка, поэтому книга не может быть рекомендована к прочтению.