Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Храни меня, мой талисман» - о несостоявшейся дуэли с современным Дантесом

Есть фильмы, в которых пейзаж, фон играет едва ли не большую роль, чем сюжет. Например, кинолента Романа Балаяна по сценарию Рустама Ибрагимбекова «Храни меня, мой талисман» (1986) – драма в декорациях Болдинской осени. Вернее, имеется осень и в наличии Болдино. Век, правда, иной.

Перед нами история журналиста Алексея Дмитриева (Олег Янковский), его молодой и красивой жены Татьяны (Татьяна Друбич, из-за которой этот фильм считают …работой Сергея Соловьёва) и… там есть ещё один человек – Анатолий Климов (Александр Абдулов). Современный Дантес. Но о нём позже!

Постер к фильму «Храни меня, мой талисман» (1986). Кинопоиск.ру. / Картина Виктора Попкова на тему Пушкина, осени, минора... https://ru.pinterest.com/
Постер к фильму «Храни меня, мой талисман» (1986). Кинопоиск.ру. / Картина Виктора Попкова на тему Пушкина, осени, минора... https://ru.pinterest.com/

Итак, Дмитриев прибывает в Болдино, чтобы сделать репортаж о празднествах, посвящённых пушкинской теме. Полудокументальные съёмки – Михаил Козаков и Булат Окуджава в роли самих себя. Дают интервью, а в одной из сцен – общаются с героями фильма. Зрителя погружают в атмосферу старинной усадьбы.

Неспешность. Жёлтые листья. Память. Ощущение себя – наследниками аристократической культуры. Это было свойственно для позднесоветской интеллигенции с её культом поэзии, дворянских корней, антикварных книг и журналов.

Кадр из фильм «Храни меня, мой талисман» (1986). Скриншот.
Кадр из фильм «Храни меня, мой талисман» (1986). Скриншот.

В 1970-1980-х годах было модно приезжать в подобные «места силы», гулять, беседовать, выпивать. История, рассказанная Балаяном-Ибрагимбековым, незамысловата с виду... Интеллигентная чета Дмитриевых сталкивается с неким Анатолием.

Тот сначала подкалывает журналиста разговорами о Дантесе, считая его не таким уж и пoдoнком, а вот Пушкина - сомнительным. Упоминает донжуанский список гения. Прямо говорит, что господин сочинитель мог оказаться на месте Дантеса, если бы Воронцов вызвал на дуэль.

Кадр из фильм «Храни меня, мой талисман» (1986). Скриншот.
Кадр из фильм «Храни меня, мой талисман» (1986). Скриншот.

А что далее? Тот Климов начинает грубо ухаживать за Татьяной. После чего Дмитриев не находит ничего более умного, кроме как вызвать …Анатолия на дуэль. Прямо, как в XIX столетии. Правда, хватается за охотничье ружьё своего друга - директора музея (Александр Збруев).

...Вваливается, смятенный. Говорит, что убил человека. Все, кто слышат – в неимоверном шоке. Потом - флешбэк, и выясняется, что …не убил. Не смог. Упал без сознания. Кстати, может, и сымитировал обморок. Стрелять - трудно. Невыносимо.

Кадр из фильм «Храни меня, мой талисман» (1986). Скриншот.
Кадр из фильм «Храни меня, мой талисман» (1986). Скриншот.

В финале Таня, которая действительно любит своего супруга, баюкает его, приговаривая, какой он у неё хороший. Всё. Кто такой Анатолий Климов, мы так и не узнаем. Быть может, чёрт. Поведение – типичное для чертей, как их малюют.

Он появился ниоткуда, говорил парадоксальное, втирался в доверие, кривлялся под дулом ружья, а потом - грубо унизил «дуэлянта». Потому что сцена, где тот Климов пытается привести в чувство Дмитриева – верх цинизма. Поливает грязной водой из лужи.

Кадр из фильм «Храни меня, мой талисман» (1986). Скриншот.
Кадр из фильм «Храни меня, мой талисман» (1986). Скриншот.

Ну, а что? Другой-то влаги нет. Этот фильм производит странное, точнее – сложное впечатление. С одной стороны, это изысканное повествование, перемежаемое стихами и песнями, красивыми словами, чаепитием с Окуджавой и Козаковым, да ещё с французским интеллектуалом (Александр Адабашьян).

С другой стороны – это минорно-депрессивный кинорассказ о тупиковости бытия, о слабости. Разумеется, Балаян продолжает линию «Полётов во сне и наяву» (1983) всё с тем же Янковским и его «возрастным» героем, не знающим, куда бежать и зачем летать.

Фото со съёмок фильма «Храни меня, мой талисман» (1986). https://ru.pinterest.com/
Фото со съёмок фильма «Храни меня, мой талисман» (1986). https://ru.pinterest.com/

Но здесь куда как серьёзнее, и дело в сценарии – всё-таки Рустам Ибрагимбеков глубже, интереснее Виктора Мережко. Что на поверхности? Нам показали конец прекрасной эпохи с её чёткими ответами на вопросы, с идеями, правилами, установками.

Дескать, Пушкин – гений, к нему грязь не липнет; Дантес – блондинистая гадюка; дуэль с поэтом – завуалированное убийство. Тогда как Климов – типичное порождение циничного будущего, которое маячило за горизонтом – с развенчанием идеалов, причём любых.

Кадр из фильм «Храни меня, мой талисман» (1986). Скриншот.
Кадр из фильм «Храни меня, мой талисман» (1986). Скриншот.

Однако повторюсь, что это - история о ...слабости. Дмитриев оказался хлюпиком. Нет, стрелять в Климова было не надо! Просто журналист замахнулся на трагедию, а вышел фарс. Слабый человек сначала грозит, а потом - линяет. Климовых нужно грубо выкидывать за дверь. Без эффектов.

А так... Мужик покуражился, изобразил оскорблённого патриция, устроил идиотское шоу, поставил на уши супругу и - товарища, на которого то ружьё было записано. В общем, тут нет правой стороны, а чёрт Климов - это лакмусовая бумажка.

Zina KorZina (c)