Алина Аскарова возглавляет Креативную команду внутри Додо, которая придумывает и воплощает идеи: от текста до VR-модели пиццерии. Наш знаменитый музыкальный слоган «Додо», напоминающий дверной звонок — их рук дело. Зачем компании, которая продает пиццу, креатив? Читайте в статье. А заодно проверьте свою креативность, выполнив задание от Алины. Ищите в тексте!
Всем привет! Меня зовут Алина, сейчас я лидирую Креативную команду. Шесть лет назад я только приехала в Москву из сибирского города. Попав в Додо, начала в качестве маркетолога на зарубежном рынке, участвовала в запуске пиццерии будущего в Китае. Постепенно поняла, что мне ближе сфера производства креативов, а не маркетинг. Со временем появилась целая команда, которая занимается и текстами, и видео, и радиороликами. До этого в Додо в принципе не было креативной команды.
Креативность — это умение выйти за рамки, оставаясь в рамках
Прежде надо понять, что такое креатив. Это самостоятельная единица смысла. Простыми словами — это могут быть идеи, изображения, видео, звуки. А креаторы — это те, кто создают все это. Но идея без воплощения ничего не стоит. Поэтому наша команда специализируется не только на создании креативных идей, но и на их реализации.
Как мы понимаем, что идея хорошая, и пора воплотить ее в жизнь? Оценка может быть как субъективная, так и объективная. Субъективная основывается на насмотренности человека. Это весь опыт, который вы получаете, когда смотрите вокруг. Чем больше вы видели в этой жизни привлекательного и отталкивающего, разного, тем больше у вас знаний. Объективная оценка основывается на исследованиях. Простыми словами: мы спрашиваем у аудитории, что им нравится, а что — нет, и почему.
Креативность — это умение выйти за рамки, оставаясь в рамках. Потому что мы не придумываем идеи ради идей. Сначала мы получаем задачу, ставим цели. У креатива всегда есть границы. Этим он отличается от творчества. У творчества их нет. А еще креатив всегда стремится к новизне. В нем выражается внутреннее желание, либо требование заказчика решить задачу новым способом.
Колобок, Баурсак, Пампусик и Пряничный человечек — это одно и тоже!
В прошлом году Додо выпустили дебютную игру в приложении. В ней маленький фрукт с ручками и ножками по имени Мандаринчик преодолевал препятствия, чтобы успеть к новогоднему столу.
После успешного опыта мы решили адаптировать игру для Казахстана. И поняли, что нужно искать какого-то героя, который подходит к контексту этой страны. В итоге главным персонажем стал Баурсак — традиционное угощение, комочек теста. До него было много других вариантов. От самых банальных, например, курьера или клиента Додо до совершенно безумных Огненных Драконов.
Почему мы выбрали Баурсак? По сути это тот же Колобок. Мы взяли знакомый для всех сюжет, который вшит в культуру и любим разными поколениями. Причем такого персонажа из теста, который убежал из дома и столкнулся с приключениями, можно найти в любой стране. В Японии — это булочка Бао, в Англии — Джонни-пончик, в Америке — Пряничный человечек, в Венгриии — Маленький Клецке, в Словакии — Пампусик.
Основной объем работы по игре лежал, конечно, на разработчиках. Мы за несколько часов задали все вопросы заказчику, провели мозговой штурм. Оформили несколько лучших, на наш взгляд, идей и защитили их.
Пиццерия в 3D
Иногда бывает, что мы видим какие-то бизнес-задачи и сами приходим с решением. Так мы по собственной инициативе создали интерактивную 3D-модель пиццерии. Причем не стандартизированную. А это может быть любая пиццерия, которая есть в Додо.
Что я имею в виду под полноценной 3D-моделью? По ней можно перемещаться в VR-очках, так получается максимальное погружение. Но если таких очков нет, можно воспользоваться телефоном или компьютером и, как в игре, перемещаться по пиццерии. Заходить не только в зону клиента, но и в зону персонала, на кухню, в складские помещения. В общем, все по-настоящему.
Мы создали это для того, чтобы дизайнеры и маркетологи могли тестировать рекламные материалы, если у них есть какие-то сомнения. Например, готовятся новые плакаты. И чтобы оценить, правильно ли клиент воспримет информацию, можно разместить их в 3D-модели там, где они будут в реальной жизни. Или смоделировать ситуацию и снаружи. Например, посмотреть, видны ли постеры на окнах издалека, или как читается информация на двери.
Также пользуемся для решения партнерских задач — чтобы проще было организовать пространство для сотрудников в «невидимой» клиенту части пиццерии, служебных помещениях, что не менее важно.
Проблема начинающих креаторов
Начинающим специалистам, не только креаторам, очень тяжело отделить себя от работы. Сложно отказаться от идеи, если ее не приняли или раскритиковали.
У меня это чувство совершенно атрофированно, потому что я давно этим занимаюсь. Все, что придумываю, отдаю заказчику и тут же забываю. Я не связываю себя со своими идеями. Не трясусь над ними. Это просто часть моей работы.
Как научиться быть креативным?
Мы для себя придумали инструмент — «Креативные техники». Это еженедельные онлайн встречи, на которых мы тренируем креативность по разным методикам.
В начале разбирали типичные теоретические вещи, которым обучают креаторов и маркетологов. Спустя полтора года мы прошерстили всё. Поэтому теперь каждый участник по очереди готовит авторские задания. Мы выполняем их вместе, даем обратную связь друг другу.
Первые пять минут — разминка. Можем потренироваться прямо сейчас вместе с вами. Вот, например, есть такое смешное упражнение. Предлагаю придумать как можно больше похожих по звучанию выражений к фразе «Девушка с татуировкой дракона». Например, «Хлебушек со вкусом геккона», «Поесть бы сейчас батона». Буду ждать ваши варианты в комментариях!
Мечта
Я мечтаю не просто придумывать рекламу. А искать нестандартные решения, которые были бы полезны бизнесу и людям в целом. Например, в Японии низкий уровень потребления молочных продуктов. А это важно, потому что помогает восполнять уровень кальция, особенно у детей. Японцы были озадачены тем, что школьники не пьют молоко во время обеда. Что они сделали? Нанесли на прозрачные бутылки, в которые наливают молоко, комиксы. Но сделали это белой краской. То есть только после того, как ребенок допил молоко, он может прочитать и рассмотреть сюжет. Вот такие проекты я бы хотела делать.
Креативщики работают только по вдохновению?
На самом деле это не так. Сильная сторона профессионала в том, чтобы в любой момент времени заставить себя и суметь сделать то, что требуется.
Сейчас я живу в Аргентине и из-за большой разницы во времени я первое время сильно стрессовала. Обычно просыпаюсь в 7 утра, а у меня уже сотни сообщений, так как в Москве разгар рабочего дня. Поэтому научилась выполнять задачи, штормить и принимать быстрые решения, когда только-только открыла глаза.
Мы шутим, что опытного креатора разбуди ночью, он тебе ответит. Сейчас у меня практически такая ситуация. Бывает тяжело, но я не жалуюсь. Потому что Латинская Америка кажется моё место, чувствую себя здесь, как дома.
Что касается вдохновения … Если хотите быть лучшим из лучших, вы должны быть организованным. Чем системнее, тем лучше структурируете информацию вокруг и быстрее находите ответы. Профессионал — это тот, кто может в моменте сфокусироваться и выдать решение, вне зависимости от внешних обстоятельств.
Главное
Самое важное — уметь получать удовольствие от того, чем вы занимаетесь. И я не имею ввиду только работу. Даже от рутинных дел. Пусть в жизни будет какая-то отдушина, маленькое хобби. Не давайте ему затухнуть. Делайте это для себя и ради себя. Потому что творчество никому ничем не обязано. Не нужно думать о том, что кто-то купит результат вашей работы или похвалит за него. Главное получать удовлетворение в процессе, даже если кажется, что вы плохо рисуете, поете, танцуете… Продолжайте рисовать, петь, танцевать. Любить и вдохновлять себя.
А я побежала! Буду ждать ваши креативы в комментариях. Пока-пока!