Найти тему

«Гамлет» вышел на сцену волгоградского театра

В последние годы афиша Волгоградского музыкально-драматического казачьего театра обогатилась рядом пьес, поставленных по произведениям мировой литературной классики. А теперь театр замахнулся на самое известное произведение Уильяма Шекспира «Гамлет». И это получилось ярко, интересно, впечатляюще!

Он наплевал на датскую корону

Вряд ли есть в мировой драматургии пьеса более знаменитая, чем «Гамлет». За несколько веков к ней неоднократно обращались лучшие театры мира, а самые выдающиеся актеры своего времени исполняли главные роли. В нашей стране это были такие признанные мастера сцены и экрана, как Василий Качалов, Иннокентий Смоктуновский, Владимир Высоцкий.

И постановка «Гамлет» казачьего театра не может не привлечь внимание волгоградских театралов.

«Полтора года мы занимаемся этим спектаклем, – рассказал директор театра Андрей Зуев. – Работа шла непросто. Мы даже боялись говорить об этой постановке с кем-либо заранее, чтобы не сглазить. Но теперь спектакль готов. Ребята, занятые в нем, конечно, очень волнуются. Особенно исполнители роли Гамлета – ведь для любого артиста сыграть эту роль означает ступить на Олимп мировой драматургии!»
-2

Один из исполнителей роли принца Гамлета – актер Александр Рыжманов, и у него свое видение роли.

«Для меня Гамлет – это человек, отдавший свою жизнь за то, чтобы вывернуть наизнанку окружающее его общество и показать этому обществу, до какой степени оно оказалось прогнившим, – говорит актер.

Не страх, а пиетет

Постановка «Гамлета» – давняя мечта главного режиссера Волгоградского музыкально-драматического казачьего театра Владимира Тихонравова.

«Впервые к работе над этой постановкой я приступил в 70-е годы, – вспоминает он. – Я тогда еще не окончил режиссерский факультет театрального училища им. Щукина, но уже был практикующим режиссером, работал в Тульском театре. Постановка тогда не удалась, и нам пришлось от нее отказаться. И вот теперь мы осуществили ее в Волгоградском музыкально-драматическом казачьем театре».
-3

Режиссер рассказал, страшно ли было браться за такой материал.

«Своеобразный пиетет перед величайшим творением мировой драматургии, конечно, был, – пояснил он. – Но прежде я уже ставил спектакли по пьесам Шекспира – «Король Лир», «Отелло» и «Ромео и Джульетта». Но «Гамлет» в самом деле – вещь очень сложная. Дания, где происходит действие, придерживалась в ту пору протестантского вероисповедания с его пуританскими нравами, и это очень сказывается в пьесе».
-4

«Друг принца Гамлета, Горацио, по нашей постановке стал отображением величайшего римского поэта Горация, – продолжил свой рассказ Владимир Тихонравов. – Это был бог нравственной чистоты своей эпохи! Именно он стал в нашем спектакле как бы проводником души Гамлета. Недаром же в Евангелии от Луки говорится, что преступление тела – это одно, а преступление души – совсем другое. Лаэрт, брат Офелии, и Гамлет убили в финале спектакля друг друга. Но душа Гамлета при этом воспарила над его бренным телом благодаря именно Горацио. Такова задумка нашего театра».

Быть или не быть?

И вот спектакль начался. На сцене Волгоградского казачьего театра – обстановка раннего Средневековья. События разворачиваются на фоне Стоунхенджа – самого загадочного древнего каменного сооружения на территории Британских островов, точное происхождение которого по сей день неизвестно. Это то ли своеобразный храм, то ли древняя обсерватория, то ли старинное языческое капище…

История Гамлета, как мы все помним, трагична. Ему, наследному принцу Дании, не суждено стать королем. Он хотел отомстить за кровь отца его убийце, а вместо этого по недоразумению убил отца своей любимой девушки Офелии. Та после этого сошла с ума и утонула. Погибли, став жертвами чужих либо своих же собственных интриг, и остальные главные герои пьесы – брат несчастной Офелии Лаэрт, королева Гертруда, король Клавдий, который ради владения датской короной убил своего брата и вступил в брак с его вдовой. «Расчет, Горацио, расчет! – сказал об этом принц Гамлет своему другу. – С похорон на брачный стол пошел пирог поминный!» Действительно, подгнило что-то в Датском королевстве, в нем прервалась связующая нить времен…

-5

Пьеса Шекспира в Волгоградском казачьем театре идет в полном объеме, без всяких сокращений. К тому же в спектакль введены хореографические и музыкальные номера, придающие постановке динамизм.

Таких оваций и таких восторгов, какие бушевали после премьеры «Гамлета», стены казачьего театра давно не слышали. Новый спектакль, по мнению зрителей, стал яркой сценической удачей. И, надо полагать, далеко не последней в работе омолодившегося в последнее время творческого коллектива.