Лондон, 1890 год. В журнале «Пиллинкотта» Оскар Уайльд Грей опубликовал роман «Портрет Дориана Грея», вызвавший скандал в обществе. Друзья писателя спросили: «Возможно ли, чтобы портрет героя мог подменить собой оригинал и даже похитить его жизнь?» На что Уайльд заметил: «Смотрите картины Тициана, Леонардо да Винчи, Уильяма Ханта – в истории многих картин вы найдете ответ».
Знаменитые князья Священной Римской империи Радзивиллы владели огромным количеством земли в Польше, Литве и даже на территории современной Белоруссии. На реке Уща в 112 километрах от Минска, в районном центре Несвиж, чудом уцелел в войне 1812 года родовой замок княжеской династии Радзивиллов.
Исторические корни князей происходили от древнежреческого сословия и вели свое начало с языческих времен некогда могучей Литвы. Легендарное богатство княжеской фамилии, слава на военном поприще и любовь к искусству помогли князьям собрать в замке прекрасную картинную галерею, удивительную библиотеку, в которой были ценнейшие манускрипты и книги по оккультизму, магии, рисунки и тексты пророчеств античных сивилл – ясновидящих.
Самым ценным экспонатом коллекции живописи было полотно «Кумская сивилла», написанное художником Тицианом в начале XVIвека. По преданиям, именно эта картина способствовала сохранению семейных богатств. Недаром слова «Радзивиллы» и «сивилла» образованы от корня «вилла» (дом, поместье), а в купе они, согласно магии слов, объединены единым «замком». Действительно, ни осады, ни войны не смогли овладеть богатством Радзивиллов до тех пор, пока картина «Кумская сивилла» находилась в галерее замка.
Тициан написал картину с изображением сивиллы, следуя греческой мифологии. Миф рассказывает, что Кумская сивилла была греческой жрицей, жившей в городе Кумы (Италия). Она была возлюбленной Аполлона, наделенной божественным даром пророчества. Молодая девушка – сивилла попросила у своего любимого долголетия, и Аполлон дал ей столько лет жизни, сколько она смогла взять в ладонь крупинок песка. На радостях красавица забыла просить вечную молодость, и с годами она состарилась, превратилась в говорящую высохшую мумию. Пророчества сивиллы помогали грекам решать все государственные, личные вопросы, но большинство предсказаний сивилл содержали несчастья и беды.
Точно неизвестно, как этот шедевр живописи попал в княжескую галерею.
Владельцы замка сохранили старинное предание о том, что, когда женщины, кроме прямых наследников, созерцали картину, у них повышался пульс, хорошее настроение внезапно портилось, нередко происходили необъяснимые вспышки страха. У мужчин появлялись паузы в ритме сердцебиения, меланхолическое благообразие, робость и тревожная слабость рук. Очевидно, мистическая аура картины, невидимая человеком, обволакивала зрителя, зловеще влияя на его самочувствие.
В 1792 году по поручению бездетных Радзивиллов прусский генерал князь Гогенлоэ привозит на воспитание ставшую сиротой девочку Агнессу Ланскаронскую. Будущей графине усадьба и замок понравились, но, вступив в галерею, она сразу обратила внимание на картину с пророчицей, через несколько минут ей показалось, что женщина ее манит к себе. В этот момент княгиня Радзивилл, взяв за руку Агнессу, повела ее в детскую комнату.
Через несколько месяцев, освоившись в замке, ночью девочка внезапно проснулась. Взяв свечу, она спустилась в зал, открыла дверь и прошла в галерею. Пламя ночной свечи выхватило из полумрака колючие глаза красавицы-сивиллы. Истошный детский вопль переполошил весь замок, прибежавшие слуги нашли на полу лежащую без чувств маленькую графиню. После этого случая девочка избегала заходить в левое крыло замка, а если и проходила мимо картин, то только держась за руку гувернантки и отворачиваясь.
Однажды во время празднования дня рождения Агнессы княгиня Радзивилл заявила, что главный подарок графине находится в картинной галерее и ей, будущей наследнице, необходимо преодолеть свой страх и забрать подарок, но двенадцатилетняя девочка так и не взяла его. Правда, вскоре Агнесса попросила библиотекаря предоставить материалы о жизни художника Тициана. Читая его биографию, графиня нашла упоминание о том, что у Тициана произошла странная история с художником Антонио Порденоне. Суть в том, что Тициан, будучи в зените славы, имевший дорогие заказы, очередь на написание и приобретение картин, роскошный дом, многочисленных поклонников, неожиданно был обвинен в убийстве своего коллеги, якобы совершенном им в городе Ферраре. Нашлись и свидетели, утверждавшие, будто Тициана видели вместе с Джованни Антонио ди Анджело де Лодесанис де Сакке (1483–1539), более известным как Порденоне (прозвище венецианского художника по месту его рождения). На глазах у посетителей Порденоне выпил несколько глотков вина и упал. Через два дня он умер.
Согласно биографии, Тициан Вечеллио неоднократно посещал и подолгу работал в городе Ферраре, но никакие его доводы, опровергающие обвинения, не могли разрушить общественное мнение. Возникла аналогичная ситуация, которую позднее озвучил Александр Пушкин в драме «Моцарт и Сальери».
Действительно, фрески и картины венецианца получили признание, а картина «Распятие Христа» в Креоне поражала зрителей не только необычным ракурсом, но и борьбой Христа за жизнь, старавшегося из последних сил избавиться от креста. По экспрессии она действительно превзошла полотна Тициана, но по колориту и композиции ему было что перенять у великого Вечеллио.
Возникло дело, названное «Венецианское убийство», и только по распоряжению короля Священной Римской империи Карла Vоно было закрыто.
– Так убийство было или нет? – спросила Агнесса библиотекаря.
На исповеди Тициан клятвенно заверил, что он не убивал Порденоне, и несколько раз что-то несвязно говорил о какой-то картине. Позднее исповедальные слова художника были отображены в легенде.
Известно, что Тициан в 1529 году работал одновременно над двумя картинами. Первое полотно называлось «Убиение Петра Мученика», второе предположительно «Портрет молодой женщины, протягивающей зрителю бокал вина». По мнению библиотекаря, это был портрет жены Тициана. Чичолина была беременна, и для подкрепления сил ей давали бокал вина, разбавленный соком. Каждый раз, когда Чичолина смотрела на свой недописанный портрет, ей становилось дурно. 5 апреля художник закончил картину «Убиение Петра Мученика».
7-Убиение Петра Мученика. Худ. Тициан
А 5 августа жена умирает, родив дочь Ливию. Самый известный портрет Ливии – «Саломея», которая выпросила у царя голову Иоанна Крестителя.
Тициан прожил долгую жизнь. Его современники заметили, что нередко люди, неоднократно позировавшие ему для портретов, очень быстро уходили в иную, неземную жизнь. Картину «Молодая женщина с бокалом» (портрет Чичолины) Тициан завещал продать после своей смерти. Неведомыми путями это полотно, не совсем прописанное, попало в зал траттории, и некоторые завсегдатаи предпочитали не садиться рядом с ним, заявляя, что женщина подливает в бокал отраву. Так или иначе, большинство коллекционеров считало, что полотно приносило несчастье, и, по слухам, однажды оно сгорело в доме любителя живописи.
– Кумская сивилла и мне угрожает! – призналась Агнесса.
Встревоженный библиотекарь поспешил к княгине.
…Пролетели годы, и для Радзивиллов наступил счастливый день. Агнесса, красота которой затмила всех известных красавиц, стала невестой. Надо сказать, что последние два года многочисленные знатные представители литовско-польских шляхтичей приезжали смотреть не на коллекции, не на замок, не на прославленную «Кумскую сивиллу», а изъявляли одно желание – взглянуть на невесту. В картинную галерею изредка входили слуги лишь затем, чтобы стереть пыль с полотен и рам.
«Сивилла» была помещена в отдельном малом зале, и, как шептались слуги, картина входила в приданое невесты, и это был тот самый непринятый подарок от приемных родителей в день двенадцатилетия Агнессы.
Нарядные гости, знатный и молодой, красивый жених, искреннее веселье, здравицы в честь молодых, щедрые подношения – ничто не предвещало нависшей трагедии.
Прежде чем прилюдно соединить руки невесты и жениха, молодым давалось некоторое время для обдумывания перед подписанием брачного договора и последнего родительского наставления перед свадьбой.
Графиня следовала вместе с родителями в свои комнаты, когда князь внезапно сказал: «Тебе необходимо освоиться и забыть свой суеверный страх, знай – она наша покровительница» – и, не дав девушке опомниться, втолкнул ее в малую залу и мгновенно захлопнул дверь. Растерянная Агнесса подошла к картине и через мгновение, охваченная ужасом, закричала: «Пощадите, она убьет меня! Мама! Откройте дверь, умоляю!» Старая княгиня, оттолкнув князя, распахнула дверь, и в эту минуту картина, заключенная в тяжелую позолоченную раму, сорвалась с крюка и настигла девушку перед самой дверью. Невеста с проломленной головой замертво рухнула на пол.
После похорон генерал Гогенлоэ в своем дневнике записал: «У некоторых живописных полотен есть собственная жизнь – загадочная и непредсказуемая, которую ни их автор, ни владелец не в силах изменить…»
«Кумскую сивиллу» продали, а во время войны 1812 года все сокровища Радзивиллов были разграблены.
Виктор Лобачев, журналист. Москва
«Секретные материалы 20 века» №17(351), 2012