Несколько слов об этом необычном православном храме в готическом стиле, построенном в память владельца усадьбы Адольфа Полье. Его автор — архитектор Александр Брюллов, по его же эскизам было создано внутреннее убранство. Церковь украшали резной иконостас работы мастера Тарасова и статуи первоверховных апостолов, выполненные Самуилом Гальбергом и Паоло Трискорни. Храм был освящен 27 июня 1846 года.
В 1935 году церковь закрыли, и здание использовали как клуб. Во время Великой Отечественной войны колокольня и иконостас были утрачены. Бесследно исчезли и скульптуры апостолов… После войны в здании находились лаборатория ВНИИ токов высокой частоты, затем гараж. К началу 1980‑х годов храм пришел в аварийное состояние. Сначала власти хотели его отреставрировать и снова передать НИИ, но в конце 1980‑х здание вернули церкви. Состояние его было катастрофическим: подвал затоплен, стены обожжены от пожаров, интерьеры утрачены…
За восстановление храма в 1990 году взялся протоиерей Николай Головкин, ныне — архимандрит Нектарий (Головкин), настоятель храма Святых благоверных князя Петра и княгини Февронии в Петергофе. Он поделился с нами подробностями тех событий.
«Согласно требованиям по восстановлению памятника федерального значения, необходимо было воссоздать и существовавшие прежде в церкви скульптуры, — рассказал отец Нектарий. — Однако, хотя изображения внутреннего облика храма сохранились, рисунков западной стены, где стояли фигуры, найти не удалось. И как они выглядели, было неизвестно».
Друзья-скульпторы познакомили священника с Григорием Ястребенецким. В 1991 году тот пригласил батюшку к себе в мастерскую на Песочную набережную. «Когда я пришел к нему и увидел его работы, я обратил внимание, что среди них были в основном деятели науки и культуры, вожди, скульптуры на военную тематику, но ни одной работы на церковную тему», — вспоминает отец Нектарий.
По свидетельству друга Григория Даниловича, скульптора Виктора Цигаля, в те годы Ястребенецкий нередко выполнял заказы безвозмездно — ради «чистого искусства». «Пришел священник и объяснил, что денег у церкви нет, но ей необходимо бронзовое распятие и еще фигуры Петра и Павла. Григорий Данилович взялся за эту работу бесплатно», — вспоминал Цигаль.
Поначалу Григорий Данилович, по словам отца Нектария, был в некотором замешательстве: с какой стороны подступиться к этой теме, с чего начать? Тогда священник сам подобрал иконы с ликами апостолов, предложив наиболее узнаваемые изображения. Фигуры следовало выполнить в полный рост (высотой полтора метра), для каждой из них подобрав характерные детали.
Апостола Павла он предложил представить как энергичного человека, проповедующего среди язычников. Главный акцент нужно было сделать на слово, вложив в руку раскрытую книгу — Священное Писание. Другой рукой Павел, глядя на зрителя, указывал в книгу, где было начертано: «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев — соблазн, а для Еллинов — безумие» (1‑е послание Коринфянам 1:23).
Апостола Петра священник посоветовал изобразить с ключами. «Я даже показал, как это сделать: встал и продемонстрировал», — вспоминает отец Нектарий. Эскизы фигур апостолов, выполненные скульптором, хранятся ныне в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга.
Священник также подсказал, как должно выглядеть распятие. По его словам, за свою работу Ястребенецкий ничего не взял, только попросил денег на материалы — гипс и форму. В 1992 году скульптуры были готовы.
В дальнейшем между отцом Нектарием и Григорием Даниловичем сохранялись очень добрые отношения. «Чета Ястребенецких приезжала ко мне в храм, я — в мастерскую. Скульпторы и сейчас нередко говорят мне: «Ваш друг Григорий Данилович». Видимо, он сам так отзывался обо мне. Последний раз я виделся с ним несколько лет назад в Эрмитаже, мы тепло пообщались», — говорит отец Нектарий.
В дар священнику мастер с супругой преподнесли икону «Троеручица». Ныне она находится в храме Святых Петра и Павла в Шуваловском парке.