Найти тему
ИНОСМИ

В США предложили начать диалог с Россией о перемирии на Украине

   © AP Photo / J. Scott Applewhite
© AP Photo / J. Scott Applewhite

США и ЕС следует начать переговоры с Россией о прекращении боевых действия на Украине, пишет FA. При этом Киев должен прекратить попытки захватить территорию и сосредоточиться на восстановлении страны, отмечается в статье.

Контрнаступление Украины, похоже, застопорилось как раз в тот момент, когда дождливая и холодная погода закрывает второй сезон военных попыток ВСУ обратить вспять российскую спецоперацию. В то же время как в США, так и в Европе начала ослабевать политическая готовность продолжать оказывать военную и экономическую поддержку Украине. Данные обстоятельства диктуют необходимость комплексной переоценки нынешней стратегии, которую проводит Киев и его партнеры.

Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram

Такая переоценка раскрывает неприятную истину: Украина и Запад находятся на неустойчивой траектории, характеризующейся вопиющим несоответствием между поставленными целями и доступными средствами. Цели Киева в данном конфликте — изгнание российских войск с украинской земли и полное восстановление территориальной целостности Украины, включая Крым, — остаются юридически и политически неоспоримыми. Но стратегически они оказались недосягаемыми, особенно в ближайшем будущем, а вполне возможно, и за его пределами.

Пришло время Вашингтону возглавить усилия по выработке новой политики, которая устанавливает достижимые цели и приводит в соответствие средства и цели. Соединенным Штатам следует начать консультации с Украиной и ее европейскими партнерами по стратегии, в центре которой должна находиться готовность к переговоам о прекращении огня с Россией и одновременно переключать свои военные приоритеты с наступления на оборону. Киев не откажется от восстановления территориальной целостности или привлечения Москвы к экономической и юридической ответственности за ее спецоперацию, но он должен признать, что его ближайшие приоритеты должны сместиться с попыток захватить больше земель к защите и восстановлению более 80% территории, которая все еще находится под его контролем.

Россия вполне может отвергнуть предложение Украины о прекращении огня. Но даже если Кремль окажется непримиримым, переход ВСУ от наступления к обороне уменьшит продолжающиеся потери своих солдат, позволит ему направить больше ресурсов на долгосрочную оборону и восстановление, а также укрепит поддержку Запада, продемонстрировав, что у Киева есть работоспособная стратегия, ориентированная на достижимые цели. В долгосрочной перспективе этот стратегический поворот даст понять России, что она не может просто надеяться "пережить" Украину и готовность Запада ее поддерживать. Осознание этого может в конечном итоге убедить Москву перейти с поля боя за стол переговоров. Этот шаг в конечном итоге выгоден Киеву, поскольку дипломатия предлагает наиболее реалистичный путь прекращения не только конфликта, но и боевых действий с Россией в будущем.

Тупиковая ситуация

Текущая ситуация на поле боя представляет собой картину типа "стакан наполовину полон, стакан наполовину пуст". С одной стороны гроссбуха, Украина продемонстрировала свою решимость, не только отвергнув попытку России подчинить ее себе, но и вернув часть территории, взятой под контроль Россией в прошлом году. На другой стороне того же гроссбуха находятся огромные человеческие и экономические издержки боевых действий, понесенные Украиной, а также тот факт, что России удалось, по крайней мере на данный момент, успешно использовать силу для занятия значительной части украинской территории. Несмотря на широко разрекламированное контрнаступление Украины, в 2023 году Россия фактически получила под свой контроль больше территории, чем отвоевала Украина. Хотя в целом ни одна из сторон не добилась значительных успехов. Украинские и российские вооруженные силы фактически зашли в тупик: возникла патовая ситуация.

Что же с ней делать? Один из выборов для Запада — продолжать делать то же самое, поставляя Украине огромное количество оружия в надежде, что это позволит ее вооруженным силам в конечном итоге победить Россию. Проблема здесь заключается в том, что украинская армия не проявляет никаких признаков способности прорвать мощную российскую оборону, независимо от того, как долго и упорно сражаются ВСУ. Оборона, как правило, имеет преимущество перед наступлением, и российские войска глубоко окопались за многими километрами минных полей, траншей, ловушек и различных фортификационных укреплений. Запад может послать Украине больше танков, ракет большой дальности и, в конечном итоге, даже истребители F-16. Но не существует той "серебряной пули", которая способна переломить ситуацию на поле боя. Как недавно признался Валерий Залужный, главком ВСУ: "Глубокого и красивого прорыва, скорее всего, не будет". Мы находимся там, где мы находимся на поле боя, которое, в лучшем случае выглядит как дорогостоящий тупик.

Если военные действия высокой интенсивности затянутся на неопределенный срок, то время будет не на стороне Украины. Российская экономика и ее оборонно-промышленный комплекс находятся на военном положении. Если России понадобится усилить свое военное присутствие на Украине, у нее есть большой резерв живой силы, которую она сможет успешно использовать. Москва также нашла новые рынки для своих энергоносителей, тогда как санкции оказали лишь весьма скромное влияние на российскую экономику. Путин выглядит стоящим на прочных политических позициях и контролирует все рычаги власти, от армии и служб безопасности до средств массовой информации и социальных сетей.

Между тем, на Украине солдаты и гражданские лица продолжают гибнуть в значительных количествах, армия "сжигает" свои запасы оружия, а экономика сократилась примерно на одну треть (хотя и начинает проявлять признаки роста). Среди западных сторонников Украины усталость от Украины начинает негативно сказываться на их готовности продолжать направлять потоки помощи Киеву. Соединенные Штаты по-прежнему играют в ней центральную роль, но в республиканской партии растет сопротивление предоставлению значительных объемов дополнительной поддержки Киеву, что пока препятствует запросам администрации Байдена о новых пакетах финансировании. Главный претендент на выдвижение в президенты от республиканской партии, бывший президент Дональд Трамп, имеет опыт поддержки России и выдерживания на дистанции партнеров Соединенных Штатов, включая и Украину. Тот факт, что Трамп опережает Байдена по опросам в ключевых "колеблющихся" штатах, только усиливает неопределенность в отношении дальнейшей политики США. А нестабильность в поддержке Украины со стороны США усилит нестабильность в Европе, где один член ЕС, Словакия, уже решил прекратить предоставление военной помощи Киеву.

Нападение ХАМАС на Израиль 7 октября и последовавший за ним конфликт в секторе Газа привлекли внимание всего мира, отодвинув конфликт на Украине на второй план. И проблема состоит не только в том, что Вашингтон отвлечен на Израиль. Вооруженные силы США обладают лишь ограниченными ресурсами, а американский военно-промышленный комплекс имеет не бесконечные производственные мощности. Соединенные Штаты чрезвычайно перенапряжены, поскольку они поддерживают двух партнеров, участвующих в горячих войнах. Военные аналитики уже объявляют оборонную стратегию страны "несостоятельной", как говорится в недавнем исследовании RAND. Другие утверждают, что Соединенным Штатам следует направить свое внимание и ресурсы на решение стратегических задач в Индо-Тихоокеанском регионе.

Ни Украине, ни Западу будет политически нелегко противостоять этим отрезвляющим стратегическим реалиям. Но для Киева и его сторонников гораздо предпочтительнее принять новую стратегию, которая приведет в соответствие цели и средства, чем продолжать проводить курс, который уже завел в тупик и который вскоре может привести к резкому спаду в поддержке Западом Украины.

Повернуть столы

Вашингтону необходимо взять на себя инициативу по началу консультаций с Украиной и западными союзниками, направленных на то, чтобы убедить Киев предложить прекращение огня, одновременно перейдя от наступательной стратегии к оборонительной. Запад не должен давить на Украину, чтобы она отказалась от восстановления своих границ 1991 года или от возложения на Россию ответственности за смерти и разрушения, вызванные ее военной спецоперацией. Тем не менее западные страны должны попытаться убедить украинцев в том, что им необходимо принять новую стратегию для достижения этих целей.

Прекращение огня спасло бы человеческие жизни, позволило бы начать экономическое восстановление Украины и позволило бы ей направить поступающее западное оружие на укрепление своей долгосрочной безопасности, а не на быстрое расходование вооружений на оказавшемся в тупике поле боя. Детальные условия прекращения огня — сроки, точное местоположение линии соприкосновения, процедуры отвода вооружений и сил, положения о наблюдении и обеспечении соблюдения выполнения соглашения — должны быть выработаны под широким международным контролем. Скорее всего, под эгидой либо ООН, либо Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Перемирие может состояться только в том случае, если и Украина, и Россия согласятся с его условиями. Готовность Москвы к его выполнению исключать нельзя. Спецоперация Кремля явно имела неприятные для него обратные последствия, поскольку усилила НАТО, трансатлантическую сплоченность и решимость Украины навсегда освободиться из-под сферы влияния России.

Тем не менее гораздо более вероятно, что Москва отвергнет предложение о прекращении огня. Путин по-прежнему преследует на Украине обширные военные и, похоже, считает, что у России больше стойкости, чем у Киева. Он внимательно следит за опросами общественного мнения в Соединенных Штатах, которые показывают, что возвращение Трампа в Белый дом является реальной возможностью, и этот результат наверняка ослабит, если не прекратит совсем поддержку Украины со стороны США. Даже если бы Кремль хотел бы избежать прямого отклонения предложения о прекращении огня, чтобы избежать репутационных издержек, связанных с этим, он мог бы ответить Киеву условиями, которые наверняка будут неприемлемы для Украины и Запада.

И все же, в конечном итоге, попытка добиться прекращения огня между Киевом и Москвой стоит даже не столько того, чего она достигнет, сколько того, что она выявит. Даже если бы Россия отклонит предложенное соглашение о прекращении огня, Киеву все равно имело бы смысл выложить его на стол переговоров. Это позволит Украине перехватить политическую инициативу. Отказ Кремля от прекращения огня поможет западным правительствам сохранить и ужесточить санкции против России, а также даст Украине возможность заручиться долгосрочной военной и экономической поддержкой.

Однако даже независимо от того, будет ли достигнуто прекращение огня, Украине необходимо перейти к оборонительной стратегии, отойдя от своей нынешней наступательной тактики. Действующие подходы Киева связаны с высокими издержками и обещают низкие перспективы, что ставит украинцев в неловкое положение, когда они просят бессрочную помощь Запада свои военные усилия, шансы которых на успех уменьшаются. Вместо этого Украине следует сосредоточиться на удержании и восстановлении территории, которую она сейчас реально контролирует, перевернуть уравнение "наступление – оборона" и поставить Россию в положение, когда ей придется нести непомерные издержки на проведение наступательных операций против хорошо окопавшихся украинских сил и усиленной ПВО. Даже перейдя к оборонительной стратегии на линии фронта, Украина могла бы продолжать использовать оружие дальнего действия, военно-морские средства и тайные операции для нанесения ударов по российским позициям в тылу и в Крыму, увеличивая для России трудности продолжения спецоперации. И если появятся видимые доказательства того, что военный потенциал или воля России ослабевают, Украина сохранит за собой возможность вернуться к наступательным действиям.

Сдвиг стратегии в этом направлении изменит ситуацию в невыгодную для России сторону, потребовав от ее армии выполнения того, на что она до сих пор была неспособна: проведения эффективных общевойсковых наступательных операций. В то же время этот сдвиг спасет украинцам жизни и деньги и уменьшит их военную зависимость от Запада, что может оказаться важным, если поддержка США прекратится и Европе останется нести это бремя одной. Украине было бы разумно направить поступающие ресурсы в свою долгосрочную безопасность и процветание, а не растрачивать их на поле боя ради незначительной выгоды.

Конечно, будет непростой задачей убедить Владимира Зеленского и украинскую общественность изменить курс, учитывая справедливость их общего дела и все, что уже было принесено ими в жертву. Но реальность такова, что то, что началось как необходимость для Украины – борьба за само ее выживание – превратилось в полномасштабную наступательную войну за возвращение Крыма и большей части региона Донбасса на востоке Украины. Но это не только конфликт, в котором невозможно выиграть. В нем Украина со временем рискует потерять поддержку Запада. Для нее гораздо разумнее обеспечить, чтобы большая часть страны, находящейся под контролем Киева, превратилась в процветающую и безопасную демократию, чем рисковать будущим страны в долгосрочных военных усилиях по возвращению территорий, все еще находящихся под контролем России. Превращение Украины в успешную и устойчивую демократию, способную защитить себя, стало бы оглушительным поражением российских амбиций.

Самые лучшие ставки

Друзья Украины на Западе могут и должны подсластить горькую пилюлю для украинцев. Соединенные Штаты и избранные члены НАТО (коалиция друзей Украины) должны взять на себя обязательство не только оказывать долгосрочную экономическую и военную помощь, но и гарантировать независимость Украины. Это обязательство будет основано на статье 4 Договора НАТО, которая предусматривает немедленные консультации всякий раз, когда "территориальная целостность, политическая независимость или безопасность" члена альянса находится под угрозой. Европейский Союз, который недавно объявил о своем намерении начать переговоры с Киевом о вступлении Украины в ЕС, должен ускорить график реализации ее членства и предложить ей на это время специальное "облегченное" соглашение. Западные союзники также должны ясно дать понять, что большинство санкций против России останутся в силе до тех пор, пока российские войска не покинут Украину, и что они помогут Украине восстановить свою территориальную целостность за столом переговоров.

Вполне возможно, что перспективы взаимосогласованного прекращения огня и последующих переговоров по территориям заметно улучшатся после президентских выборов 2024 года в США. Если победитель будет привержен сохранению трансатлантической солидарности и дальнейшим усилиям по обеспечению безопасности и суверенитета Украины, у Путина будет мало оснований предполагать, что время на стороне России. Но до выборов в США еще целый год, и они могут привести к такому исходу, который поставит Украину в бедственное положение. Ни Вашингтон, ни Киев не должны испытывать такой риск. Соединенным Штатам необходимо работать с Украиной сейчас, чтобы перейти к новой стратегии, отражающей нынешние военные и политические реалии.

Поступить иначе — значит безрассудно рисковать будущим Украины.

Авторы Ричард Хаасс (Richard Haass) — почетный президент американского Совета по международным отношениям и старший советник Centerview Partners.

Чарльз Купчан (Charles Kupchan) - старший научный сотрудник Совета по международным отношениям и профессор международных отношений Джорджтаунского университета. В администрации Обамы занимал должность старшего директора по европейским делам в Совете национальной безопасности.

Оригинал статьи