Воздушные, словно летящие образы, чистота и прозрачность, заключенные в нежности линий, свободном перетекании тонов, загадочность и удивительное непостоянство - все это акварель...
И на первый взгляд, она кажется совершенно простой, известной нам от самого детства. Но только попробуйте увлечься и зайти за ней в открытую дверь, как попадете в незнакомую, загадочную страну, в которой великое множество тайн, невероятной привлекательности и удивительного звучания цвета.
Она всегда молода, обаятельна и очень изысканна. С ней не возможно договориться, нужно просто почувствовать. Совершенно разная и не понятно, от чего это зависит...
Бывает капризна, словно ребенок, привередлива, требовательна и необузданная... Тогда все переворачивает вверх тормашками, с ног на голову и нет сил сладить с этой капризулей! А бывает загадочна, задумчива, ранима и нежна, словно первый весенний цветок, который ждет тепла, нежности и любви...и здесь нет права на ошибку и переделку, лишь чуткость, чувственность, твердость руки и полное владение формой.
Когда есть притяжение, нужно просто довериться сердцу, нужно поверить в то, что все возможно! Есть только ты и акварель, а еще доверие и внутренняя связь, где никого нет лишнего, где нет отвлечения, а только "глаза в глаза", только по чувствам...с нежностью, большой любовью, пониманием и заботой. Вот только так раскрывается талант и творчество...
Акварель - от французского «aquarelle» - "водянистая", а корень слова - «aqua» в переводе с латинского означает «вода». Краски, в основе которых находятся растворимые водой вещества - клеи растительного происхождения. Думаю, что вряд ли найдется художник, который не знаком с акварелью. А вот путь ее был очень трудный и тернистый. Каждый день - борьба за право жить и стойкое желание занять свое достойное место в мире изобразительного искусства.
Краски, растворенные в воде, использовались еще в наскальных рисунках, а рисунки из пещер Шове и Альтамира являются одними из первых примеров полихромной древней живописи. В основном использовали несколько пигментов: белый, красный и черный, а желтый несколько реже.
В Древнем Египте использовали непрозрачную акварель с примесью белил, расписывая стены храмов и гробниц. В качестве красок использовали разные природные минералы: киноварь - красный цвет, лазурь - синий, малахит - зеленый и так далее. А с помощью папируса египтяне стали производить подобие бумаги, на которой затем и рисовали. На свитках еще сохранились рисунки, исполненные прозрачными красками.
А вот акварельные техники появились на Дальнем и Среднем Востоке. Художники Китая и Японии писали акварелью на шелке и бумаге ручной работы, появлялись иллюстрации, которые стали сопровождаться каллиграфическими текстами.
Акварельная живопись развивалась в течении очень долгого времени. Каждый период приносил свои изменения в качество акварельных красок, бумаги и самих рисунков. И пройдет еще несколько веков прежде чем акварель признают самостоятельной ветвью искусства, а откроют ей дорогу два удивительных художника: Альбрехт Дюрер и Уильям Тёрнер.
Немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471-1528) полностью опроверг легкое отношение к акварели, которую использовали лишь для создания этюдов или при закрашивании фона. В 1494 году он создал удивительную серию акварельных пейзажей в своей первой поездки по Италии.
Дюрер стал одним из тех, кто приподнял в своих ладошках эту прекрасную Барышню-Акварель над всем творческим миром. Он заявил о ней громогласно, с громадной любовью и нежностью, невероятной трогательностью и признанием совершенства. Искренне влюбленный в свою Королеву! Пейзажи и работы Дюрера были выставлены в венском музее, призывая творческий мир открыть для акварели свои объятья.
Английский художник Уильям Тёрнер (1775-1851) до сих пор считается самым выдающимся и невероятным акварелистом, прекрасным мастером цвета и удивительных впечатлений. Именно ему удалось утвердить, узаконить акварель в качестве самостоятельной структуры в живописи.
О, Уильям! Он был мечтательным романтиком и немного провидцем! Смог не только заглянуть, но и шагнуть в будущее акварельного мастерства. Его смелые творческие решения очень выделяются необычайными эффектами, цветовыми решениями и акварельной насыщенностью.
Этот художник был уникален тем, что подробно прорисовывал детали и тут же писал смело, широко, свободно, достигая плавных переходов тональности и свежести. Тёрнер никогда не старался соответствовать ничьим идеалам, а полностью мог выразить себя, свои чувства, свое видение и внутренний мир в работах.
В XIX веке происходит рассвет акварели, а пленэры становятся очень популярны, расширяется ассортимент красок, ёмкостей, тюбиков. Все большее количество художников обращаются к акварельной технике. И просто невозможно не вспомнить француза Поля Сезанна (1839-1906), который был невероятно влюблен в акварель. Он не смешивал основные цвета, но накладывал пятна друг на друга, при этом оставляя некоторые участки совсем чистыми.
Поль Сезанн смог буквально перекроить изобразительный мир искусства, начиная от восприятия мира и заканчивая последними финальными мазками в своих работах. Именно в акварелях он нащупывал, искал, выражал и находил ритмы пейзажей и натюрмортов.
Он мог невозможное - дать акварели дышать, сделать ее живой, искрящейся, воздушной, наполненной...словно девчонка - нежная, изящная, юная и невероятно трогательная, до безумия ранимая...и оступиться невозможно, и нет права на ошибку...крылатая...и в этом весь Поль Сезанн.
Легкой поступью, летящей юной девой, акварель покоряет мир изобразительного искусства.
А что же происходит в России?
Летопись русской акварели ведется от Петра Фёдоровича Соколова (1791-1848) - современник А. С. Пушкина, ученик Санкт-Петербургской Академии художеств и родоначальник акварельного портрета с натуры.
Многие живописцы работали с акварелью, только достичь небывалых высот в акварельном портрете удавалось не многим. Слава Соколова была настолько велика, что не иметь от него портрета в высшем обществе считалось просто плохим тоном. Художник достиг невероятного мастерства, полной гармонии в рисунке, композиции. Женские портреты удивительно нежны, изящны, романтичны, в то время как мужские - полные мужества, внутренней силы и благородства.
Легкая манера письма, тонкий, едва уловимый колорит, заключенный в сочетании полутонов акварели. Запоминающаяся манера мастера - детально проработанное лицо едва уловимыми мазками, а фигура и одежда озвучены широко и свободно.
Работы выполнены чистой акварелью, совершенно не использованы белила и подготовительный карандашный рисунок. Удивительно мастерская работа, в которой художник раскрывает души своих моделей, словно расписывая все качества человека акварелью. Его творческое наследие велико - более пяти сотен акварельных и карандашных портретов.
И не возможно не вспомнить невероятно чувственного и страстного русского художника Михаила Врубеля. Восхитительная техника, тончайшие неуловимые цветовые и тональные переходы, переливы, россыпи бликов и буквально пойманный миг движения. Даже самые простые и незначительные предметы, изображенные художником, полны очарования и смысла.
Михаил Врубель приручал акварель по-своему, так, как чувствовал. Он словно договаривался, ища к капризной деве свой подход: поверх легкой заливки наносил одну краску за другой, оставляя просветы, которые затем заполнял мазками, будто избегая их слияния. Отдельное звучание каждого штриха, как песня, как гимн акварели. Тогда как работа просыхала - прокладывал новые слои, которые соединял между собой кобальтом и охрой, считая их божественными красками.
Удивительное чувство любви, непорочности, нежности, изящности...будто тонкое, едва касаемое прикосновение к жизни на кончиках пальцев и великое мастерство акварелиста. Акварель по-Врубелевски...
Эти немногие произведения великих мастеров говорят о том, что возможности акварели безграничны и беспредельны. Имея желание, опыт, настойчивость и конечно же любовь и уважение к этой чаровнице, можно добиться невероятного.
Акварель обладает широчайшими возможностями, нужно просто ее почувствовать и принять, словно душу распахнуть, лишь проявив терпение... Найди подход к капризной краске, заставив ее создавать твой мир романтической иллюзии, рожденной только в твоей голове...
Всегда с вами - Летящая стрекоза)))
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))