Найти тему

Автобусный маршрут №15. По следам забытых маршрутов.

Сегодня речь пойдёт о маршруте, который должны помнить жители Безымянки и в целом Промышленного и Кировского районов города Самары. Это один из заводских маршрутов - №15. Но первоначально он работал на противоположном конце города.

За прошедшее десятилетие после Великой Отечественной войны город Куйбышев постепенно приводили в порядок. Большой размах получило индивидуальное жилищное строительство. Под кварталы частного сектора отдавали территорию Чёрновских садов, пустыри в Зубчаниновке, окраинные территории, появлялись новые посёлки. Так к середине 1950-х годов район Кирпичного завода №6 был прилично застроен - между посёлком завода и посёлком Кряж появился посёлок Водников. Но общественный транспорт, как это обычно бывает, отстаёт от градостроительного темпа.

Летом 1954 года Куйбышев посетила группа контролёров из Министерства госконтроля РСФСР. В отчёте говорилось и о Куйбышевском районе:

Не обеспечены достаточными транспортными средствами рабочие кирпичного комбината в Куйбышевском районе. До ближайшей автобусной остановки от этого комбината расстояние составляет до 3 км.

Ближайшая остановка была в пос. Кряж, где проходил автобусный маршрут №5. В то время он ходил в пос. 116 км.

Про открытие автобусного маршрута упоминается в газете "Волжская коммуна". Хотя в документах автоколонны №41 (СПАТК-1) ещё в планах на 1-е полугодие 1954 г. значилось изучение пассажиропотока по этому направлению.

Волжская коммуна, 24.10.1954.
Волжская коммуна, 24.10.1954.

Сначала на маршруте работало 2 автобуса, с 1957 - 4, с 1959 - 5, постепенно выпуск увеличился до 8 автобусов. Но бывало разное, иногда депутатские проверки фиксировали, что на маршруте в час пик работает 3-5 автобусов, в другие разы, что на маршрут выпускают дополнительные автобусы.

В 1963 году на Грозненской улице организовано Автохозяйство №11 (СПАТП-3), которое кроме грузовых перевозок, занималось и пассажирскими. Следовательно маршрут №15 стал обслуживаться новым предприятием.

На всём маршруте действовала одна тарифная зона и стоимость проезда составляла 6 коп. (или 60 коп. в ценах до 1961 года.)

В 1966 году по просьбам жителей совхоза Кряж автохозяйство открыло новый маршрут 32, он дублировал 15, но был длиннее. На нём работал один автобус с интервалом 1 ч 8 мин. В мае 1970 года маршруты 5, 15, 32 и 33 переданы из автохозяйства №11 в КПАТП-1 (СПАТК-1). Руководство автобусного парка №1 отменило маршрут №15 в пользу №32 и все автобусы перешли на него.

Вновь маршрут под номером 15 был открыт 5 марта 1973 года. На этот раз он связал новый 15-й микрорайон с заводом "Экран". В этот же день начал свою работу маршрут №20 в Юнгородок. Режим работы маршрутов был в часы пик с интервалом 9 минут. В то время конечная остановка располагалась в середине микрорайона в районе нынешнего дома №105 по Ташкентской улице.

Два маршрута шли одинаково от 15 микрорайона прямо по проспекту Карла Маркса между Шоколадной фабрикой и 12-м микрорайоном, затем по проспекту Кирова. Маршрут 15 шёл прямо до завода "Экран", а 20 сворачивал на Заводское шоссе в Юнгородок.

Газета "Волжская заря" от 08.03.1973 г.
Газета "Волжская заря" от 08.03.1973 г.

Ещё пару лет это был единственный транспорт в растущий новый район. Позже сюда продлили трамвай, троллейбус и количество автобусных маршрутов тоже увеличилось.

В октябре 1979 года конечную остановку перенесли из микрорайона на проспект Карла Маркса, где была построена большая отстойно-разворотная площадка. Она стала начальным пунктом для автобусных маршрутов 15, 20, 23, 33, 36, 41. На Безымянку маршруты шли по К. Маркса, Ташкентской, К. Маркса вдоль 12 микрорайона, выходили на Кирова и далее своими маршрутами. А 23, 33, 36 по Алма-Атинской улице и Стара Загоре. Название у автостанции стало "15а микрорайон".

В середине 1980-х годов открыт маршрут 15к до пл. Кирова с режимом работы по выходным дням, по графику работало 3 автобуса. Последние упоминания о его работе датируются маем 1991 года.

В 1995 году все маршруты с проезда вдоль 12 микрорайона перенесли на улицу Стара Загора. Маршруты 15, 20, 41, 41к стали ходить от автостанции в 15-м микрорайоне по проспекту Карла Маркса, Ташкентской улице, улице Стара Загоре, проспекту Кирова и далее по своим маршрутам.

Если в 1980-х на маршруте работало 8 автобусов, традиционно Икарусы. То в 1990-е выпуск стал снижаться и в конце 1990-х работали 6 автобусов с интервалом 10 минут: 2 Икаруса-260 и 4 икаруса-280. В 2000-е выпуск сократился до выхода 3 машин с интервалом в 25-35 минут, но по-прежнему в основном работали Икарусы.

Автор фото Pro-man, 03.03.2006. https://fotobus.msk.ru/photo/16576/
Автор фото Pro-man, 03.03.2006. https://fotobus.msk.ru/photo/16576/

Закрытию многих заводских маршрутов поспособствовали, как сокращение работников на предприятиях, рост количества маршруток, так и ветхость муниципальных автобусов. Поэтому вместе со списанием Икарусов, закрывались и маршруты. Не исключением стал и №15, проработав до 31 декабря 2008 года.

Хронология в датах:

нач. 1954 - в планах провести исследования пассажиропотока на маршруте Хлебная пл. - Кирзавод-6

прим. 10.1954 - открыт маршрут №15 "Хлебная пл. - Кирпичный завод №6". Трасса: Хлебная пл., мост через р. Самару, ул. Главная, Кряжская дамба, Казачий переезд, пос. Кряж, ул. Таганская, Кирпичный завод.

29.06.1970 - маршрут закрыт в пользу маршрут №32.

05.03.1973 - маршрут вновь открыт от 15-го микрорайона до завода "Экран". Трасса: пр-т Карла Маркса (фактически внутренние проезды 15 и 12 микрорайонов), проспект Кирова. Режим работы в часы пик, интервал 9 минут.

10.1979 - конечная остановка перенесена с внутреннего проезда 15-го микрорайона на новую площадку на проспект Карла Маркса. От автостанции "15а микрорайон" маршрут следует по пр-ту К. Маркса, Ташкентской улице, внутреннему проезду 12-го микрорайон, проспекту Кирова.

сер. 1980х-05.1991 - работал укороченный маршрут 15к по выходным дням.

15.09.1995 - маршрут перенесён с внутреннего проезда 12-го микрорайона на улицу Стара Загора. Путь следования от конечной остановки стал по проспекту К. Маркса, Ташкентской улице, улице Стара Загора, проспекту Кирова.

31.12.2008 - маршрут закрыт.

Если вам понравился материал, поддержите лайком, репостом или комментарием :)

Использование материалов только со ссылкой на первоисточник.

Подготовлено по материалам:  ЦГАСО, газет "Волжская коммуна", "Волжская заря", форума "Самаратранс.info"

За газетные вырезки отдельная благодарность hazelsamara

Фото с сайта Автобусный транспорт