Найти в Дзене
Ирина Дмитриева

ЭТА СТРАННАЯ ВОЙНА

ЭТА СТРАННАЯ ВОЙНА

28 марта 1462 года на великокняжеский престол на Руси вступил сын Василия Тёмного и отец Иоанна Грозного – Иоанн III. При нём Русь начала приобретать черты государства, а сам он прослыл собирателем земель русских, подчинив своей «руке» гордый Новгород и мятежную Тверь, а затем где-то хитростью, где-то дипломатией, где-то локальными военными операциями присовокупил к Московскому княжеству еще целый ряд земель из состава Великого княжества Литовского. Произошло же это приращение по результатам русско-литовской войны 1487-1494 годов, которая не была объявлена ни с одной, ни с другой стороны и потому получила название «странной».

РУСЬ СЛАБЕЛА, ЛИТВА УСИЛИВАЛАСЬ

Период татаро-монгольского ига и феодальной раздробленности привёл Русь к огромным территориальным потерям. В середине XIII века образовалось и с той поры весьма усилилось Великое княжество Литовское. Оно простиралось от Балтийского до Чёрного морей и включало в себя современные территории Прибалтики, Белоруссии, Украины, Молдавии, большой части русских земель, на которых стояли такие города, как Смоленск, Вязьма, Брянск, Курск, Мценск и целый ряд других. Не были включены в Литовское княжество, но считались владениями Литвы пограничные города нынешней Тверской и Псковской областей. Это Торопец и Ржева Володимерова(современный Ржев), Опоки, Великие Луки, Ржева Пустая и другие города составляющие границу между Литвой и Русью. Все они платили дань Литве, которая называлась «Ржевской данью».

Наибольшего расцвета Великая Литва достигла при Гедимине в первой половине XIV века, ко времени же правления короля Казимира, то есть, к концу XVвека княжество растеряло былую силу, но всё еще оставалось влиятельным и грозным соседом Московии. Король Казимир, наблюдая за действиями Ивана IIIв борьбе с Ордой и Казанским ханством понимал, что, усмиряя буйных татарских соседей, великий князь готовит почву для возвращения в состав Московского княжества исконно русских территорий, но занял позицию выжидательную и не делал резких движений.

Очень осторожную политику в отношении Литвы вёл и сам Иван III. Литовский князей, у многих из которых были вполне русские корни, он уговаривал перейти под власть Москвы, что называется, без шума и пыли, вместе со своими вотчинами. Переговоры длились долго, но, часто довольно успешно. И литовские князья, видя выгоду служения московскому престолу переходили в русское подданство. Первыми из Литвы в Москву перешли пограничные князья Иван Михайлович Воротынский и Иван Васильевич Белёвский. За ними последовали и другие. Казимир и на это смотрел, конечно, не без горечи, но активных действий по их удержанию не предпринимал. Но вот на границах всё чаще и чаще происходили стычки, литвины весьма недружелюбно обходились с русскими, попавшими на их территорию, и ситуация постепенно обострялась.

ОТДАВАЙ-КА РОДИМУЮ…

Иван III человеком был весьма образованным и, конечно помнил о том, что западная Русь – это страна «которая лежит на запад от Днепра и юго-запад от областей верхней Двины до границ Пруссии, далее Польши или так называемых привислянских губерний, и наконец до границ австрийского государства…» (Коялович М.И. Чтения по истории Западной России, Спб. 1884 г.). Поэтому весьма справедливо он считал территорию Великой Литвы исконно русской землёй, за которую можно и нужно бороться всеми доступными способами.

Способы эти оказались весьма и весьма оригинальными. Король Казимир столкнулся уже не с мягкой силой Московии, а с вооружёнными нападениями на свои территории.

13 августа 1487 года князья Иван Воротынский и Иван Белевский вместе с принявшими их сторону тремя братьями Одоевскими - Петром, Иваном и Василием - совершили нападение на город Мезецк. Нападение было отбито верными Литве князьями, но с этого момента началась странная война между княжеством Московским и Великой Литвой.

Военные столкновения проходили по всей линии границы Московии и Литвы, но ни одна из сторон не объявляла войны. Таким образом конфликт считался, как бы сейчас сказали, тлеющим и приграничным и, хотя и приводил под власть Москвы некоторых князей с их землями, но не перерастал в большую войну, в которую кроме Литвы могла втянутся и союзная ей Польша.

На претензии короля Казимира Иван III невозмутимо отвечал, что западнорусские князья, издавна «служили на обе стороны» и имели право выбора государя. Но, поскольку права перешедших под власть Москвы князей в Литве нарушаются, то их приходится защищать силой оружия.

Таким образом, тихой сапой в составе Московского княжества оказались города: Вязьма, Алексин, Темилов, Рославль, Венёв, Мстиславль, Таруса, Оболенск,, Козельск, Серенск, Новосиль, Одоев, Воротынск, Перемышль, Белёв, Мещёра и ряд других.

По смерти в 1492 году короля Казимира на престол вступил его сын Александр. И, видя такое разорение своей державе, запросил помощи у Польши. Однако ответа от польского короля он не дождался, Ливония же продлила с Московией мир ещё на 10 лет, поэтому молодому королю пришлось рассчитывать лишь на собственные силы.

ВЕЧНЫЙ МИР И СВАДЬБА

Для начала Александр Казимирович продемонстрировал московскому князю Ивану всю решимость, на которую был в данной ситуации способен. Зимой 1492 года он посылает под Серпейск и Мезецк войска смоленского воеводы Юрия Глебовича, а также князя Семена Ивановича Стародубского и друцких князей. Поход начался удачно. Например, горожане Серпейска и Можайска сдались литовским воеводам.

В ответ на это Иван III отправляет на литовцев войско во главе с князем Фёдором Рязанским и воеводой Инкой Измайловым. 29 января 1492 г. из Москвы выступили войска князей М. Колышки-Патрикеева, А. Оболенского и других. На Великие Луки отправился князь Д. Пенко, в Можайск — кн. В. Патрикеев. Из Твери подтянулась рать князя Д. Щени, из Новгорода — Якова Захарьича, из Пскова — князя В. Шуйского. Узнав о приближении русских войск, литовские князья бежали. Город Мезецк сдался на милость победителей и поэтому был пощажен. Серпейск же и Опаков были взяты с боем и сожжены дотла. В заточении у московского князя оказались 500 пленников.

После неудачной попытки атаковать Александр вернулся к дипломатическим методам разрешения конфликта. В ходе переговоров обсуждались территориальные вопросы и вопросы перехода литовских князей на службу Москве. Александр настаивал, чтобы русский государь отпустил князей Воротынского, Белевских и Мезецкого, вернул Вязьму и другие города, добровольно перешедшие под контроль русских. Но удовлетворения своих запросов не получил. Иван III, именующий себя к тому времен государем всея Руси был твёрд и непреклонен.

Уверенность русского государя покоилась, конечно, не только на военных и дипломатических победах над Литвой. К тому времени он заключил союзнический договор с крымским ханом Менгли- Гиреем, грузинским царём Александром и королём Дании. На реке Нарова – границе Руси с Ливонией построена была крепость Ивангород, которая существует и сегодня, напоминая воинственным литовцам о том, как непрочен бывает мир и как подвижны иногда бывают границы.

Верхом дипломатической хитрости литовского короля Александра стало предложение руки и сердца дочери Ивана III Елене. Этот брак был выгоден обеим сторонам. Александр надеялся таким образом остановить продвижение русских вглубь Литвы, а Иван – укрепить свою власть над завоеванными уже городами. Однако, князь московский не торопился принять предложение Александра Казимировича и предварительным условием помолвки выдвинул переговоры о статусе отторгнутых Русью от Литвы территорий.

Переговоры о мире велись с Литвой в строгом соответствии с «европейскими традициями», которые существуют и сейчас. Условия выдвигаются примерно следующие: мы вам отдаём то, что и так вам всегда принадлежало, а вы нам отдайте то, что было завоевано. Послы готовы были «поступиться» русскими Новгородом, Псковом и Тверью, но настаивали на возвращении всех земель, перешедших к Московии в ходе войны. Правда, одну уступку на начальном этапе переговоров литовцы всё же сделали: согласились с тем, чтобы приграничные города перестали платить «Ржевскую дань». В свою очередь представители Ивана III говорили о претензиях на Смоленск и Брянск, находившихся тогда под властью Литовского княжества. Переговоры проходили туго и чуть было не зашли в тупик, но компромисс всё-таки был достигнут. На карте Руси зафиксирована новая граница, существенно сдвинутая на запад. 5 февраля 1494 года странная война между Великой Литвой и Русью завершилась. Начались приготовления к свадьбе княжны Елены и короля Александра.

Еще одним условием, которое выдвинул Иван III своему потенциальному зятю было «не нудить», то есть, не принуждать православную Елену принимать латинскую веру. Алесандр с требованием согласился, хотя и не собирался его выполнять, но пообещал, что построит для жены православный храм, в котором она может молиться и причащаться. Для того чтобы обещания были выполнены государь всея Руси отправил со своей дочерью «на житьё» при литовском дворе князя В.В. Ромодановского.

Брак Елены с Александром был, как сообщают исторические источники, довольно несчастным, но в те суровые времена отцы и мужья мало обращали внимания на прихоти и желания женщин. Они рассматривались порой, как самый сильный политический аргумент, и своим супружеством служили Отечеству и престолу не хуже государей.

МОСКВА УСИЛИЛАСЬ, ЛИТВА ПОСЫПАЛАСЬ

Иван III существенно упрочил положение Руси, и странная война довольно много тому способствовала. Кстати, немалую роль в приготовлении Руси к новой государственности сыграла жена государя – Софья Палеолог – дочь последнего византийского императора, благодаря которой у Руси появился герб с двуглавым орлом, строились церкви в византийском стиле, возводились каменные дома и монастыри. И, конечно же, создавались все условия для распространения православия, которое стало центром образования, книгопечатания, духовной жизни и опорой государства Российского на все последующие времена.

В это время Русь существенно расширила свои границы, окончательно освободилась от ордынского ига и практически завершила воссоединение великорусских земель в единое целое.

А что же Великая Литва? Она оставалась великой ещё некоторое время, пока не выступила на стороне своих беспокойных западных соседей в Ливонской войне с Россией. Однако, вместо побед и новых территорий, а также независимости под протекторатом Польши она получила унию, по которой , хотя и с некоторыми привилегиями, но влилась в состав Речи Посполитой( республики обоих народов – польского и литовского).

Уния была подписана 28 июня 1569 года. По результатам предварительных переговоров у Литвы оставались отдельные казна и войско, права и законы, но фактически Польша поглотила Литву, и Великое княжество Литовское осталось только в истории. Сегодняшняя Литва представляет собой территорию в сотни раз меньшую той которую она занимала в XIII- XV веках.

Ирина ДМИТРИЕВА