Найти в Дзене
Необычный факт

"Пустоцвет": Как жилось бесплодной бабе на Руси? Почему с несчастными поступали так жестоко

Оглавление

Положение женщины на руси (да впрочем, и в других державах тех времен) было незавидным. На плечах “прекрасного пола” лежали практически все бытовые заботы - ведь мужчины часто уходили то на промысел, то на войну. А кроме того важной женской “функцией” было деторождение. Без этого стать полноценной частью общества было невозможно.

Одна виновата

Бесплодие считалось нашими предками чисто женской проблемой. Им и в голову не приходило, что проблема может быть в ее партнере. И даже если мужчина менял третью супругу, а детей не нажил - он лишь жертва обстоятельств. Если женщина не родила в первый год после свадьбы, на нее начинали смотреть косо. Над “пустоцветом” смеялись, такая женщина, какими бы добродетелями ни обладала, не пользовалась уважением в обществе. Прибавьте к этому постоянное психологическое давление со стороны родственников - старых и новых. Семья мужа старалась вернуть “бракованную” отцу с матерью, а те всячески старались избежать такого позора. В общем, участь женщины была незавидной.

Чтобы избежать подобной ситуации, девушку проверяли на бесплодие еще до свадьбы. Оценивали плодовитость женщин в ее семье, внешние данные невесту - ширину таза, общую крепость тела. Любопытно, но до прихода христианства женихи охотнее брали уже беременную невесту. Такая точно не оставит без наследников. А вот к целомудрию относились совсем не так, как в более поздние времена.

-2

Окружающие старались исцелить “бесплодную”

В меру сил и умений, разумеется. Обвиняемую в бесплодии поили различными отварами, ее комнату окуривали дымом от сожженных трав, проводили “магические” ритуалы. Тут на сцену выходили более удачливые согражданки. Считалось, что общение с беременной, многодетной или просто рожавшей - ключ к спасению. Кто-то советовал посидеть на лавке, еще не остывшей после сидевшей на ней счастливицы на сносях. Кто-то - дать попарить себя в баньке почтенной матроне, а после выпить молока с медом.

Некоторые целители склонялись к тому, что люди не помогут, а вот коровушка-кормилица - вполне. Такие знахари выбирали недавно отелившееся животное и читали над ним и женщиной специальные наговоры. Нашептывали на женщину и без участия домашней скотины - на кольца, тесто, луну, просто так. Эти “шепотки” весьма разнообразны. В них смешиваются христианские и языческие верования - упоминаются и Бог, и Богородица, и Лада.

Куда крестьянке податься?

Впрочем, пострадать могла представительница любого сословия - жаждущий появления наследника купец тоже не церемонился и выгонял жену. Если родители принимали несчастную домой, ее ждала в основном тяжелая работа. Ее положение было ниже, чем у плодовитых сестер и невесток. Нередко те помыкали бедняжкой и издевались, ведь она - позор семьи.

-3

Тем, кого родня не приняла, было еще горше.

В тех условиях для выживания нужна была большая семья. Часто такие женщины голодали. Везло тем, кому удавалось устроиться работницей в богатый дом. Следует понимать - с этого момента жизнь женщины - лишь тяжкий труд на благо хозяина. Но хотя бы кров и пища у нее были. Также бесплодная могла уйти в монастырь, но участь монахинь не лучше, чем батрачек.

Со временем отношение к женщинам изменилось. Сказалось и развитие медицины, и возросший уровень образованности населения. Да и были случаи, когда “бесплодная” женщина, сойдясь с другим мужчиной, рожала, а то и не один раз. Однако некоторые считают, что до момента, когда наличие детей перестало считаться главным женским достоинством, общество не дожило до сих пор.

Понравилась статья? Ставьте лайк!