Найти в Дзене

«В хоре главное удовольствие – когда у всех получается»: пилот подземного лайнера Павел Боровский рассказывает, как стал хористом

Оглавление

«Влюблённый солдат»

А с чем у вас ассоциируется хор? Для детей это любимый предмет в школе, к которому и готовиться необязательно – на общем фоне можно легко сойти за поющего, даже на издав ни одного звука. У взрослых всё посерьёзнее – в хор приходят для того, чтобы петь и не понарошку. Хор ветеранов? Нет, моему герою ещё далеко до почётного возраста – ему нет и сорока и он искренне увлечён хоровым пением. Что же он находит в этом необычном занятии?

"Зачем мне это надо?"

Передо мной – эффектный молодой человек с внешностью киноартиста. Такого легко представить в роли агента 007 или, как минимум, за рулём шикарного автомобиля в рекламном ролике. Да что мелочиться – увидев его просто на улице, невольно подумаешь: точно, владелец яхты или целого завода!

Павел живёт совсем другой жизнью, правда, не менее насыщенной, чем у «селебрити». Заманить его на интервью оказалось не так уж и просто – несколько раз он отказывался, ссылаясь на занятость.

Но я буквально вклиниваюсь в его плотный график и встречаюсь с ним за полчаса до репетиции – другого времени у него просто нет, с тех пор как он стал петь в хоре.

А началось это в 2015 году с того…

- Что жена со мной развелась, и я решил доказать, что я стану знаменитым. Мечтал проснуться в один прекрасный день звездой.

- Ты уверен, что именно это тебя привело в хор?

Мой герой настаивает - именно его эго сыграло роль мотиватора.

-2

Позволю себе усомниться. Бабушка Павла – народная артистка Беларуси, хотя он этим не хвастается. Однако гены дают о себе знать - Павел не пропускает ни одной театральной премьеры и если нужен совет, куда пойти и что посмотреть, то к нему: мало кто так разбирается в театральной жизни Минска, как он. Признаётся, что мечтал стать актёром – не позволили родители: уж очень несерьёзная профессия для мужчины. Отправили в Военную академию, в итоге стал пилотом подземного лайнера – так называют машинистов метро. И вот однажды…

- Увидел объявление в метро о наборе любителей хорового исполнения в капеллу в ДК профсоюзов. Я тогда вообще не понимал, что такое капелла. Пришёл и всё. Петь я всегда любил, как говорила дирижёр - «как у костра». Непрофессионально, не зная нот.

В семье моего героя музыкой занималась только сестра. Павел же и понятия не имел, что это такое - занятия вокалом, но в хор приняли даже без прослушивания:

- Мужчин в хорах всегда не хватает, особенно в любительских. Плюс шло обновление состава – хору на тот момент было уже 60 лет и требовались новые солисты.

Выяснилось, что у моего героя редкий тембр - баритональный бас. Можно сказать, находка для любого хора да и просто дар природы.

- Но с ним пришлось много работать. Самым трудным был первый год – я понял, что быстро достичь успеха у меня не получится. Знаменитым я не стану, это труд, тяжелый и упорный. Год я занимался индивидуально с дирижером и постоянно задавал себе вопрос: «Зачем мне это надо?»

- И?

- И к концу первого года я начал ощущать изменения в себе. Бывало, что прихожу на репетицию в плохом настроении, и через два часа ухожу наполненный. Я понял, что во мне происходит что-то положительное. И я остался.

-3

- Первое выступление – страшно было?

- Настолько страшно, что не хватало дыхания петь – это был первый концерт с хором. А потом страх прошёл, и от выступлений я стал получать удовольствие. Люблю выступать. Невозможно передать, что чувствуешь во время выступления на сцене – это как нирвана.

- Концертные костюмы ты сам покупал или шил - ведь у тебя богатырский рост?

- Каждому из нас выдавали свой костюм. Мне, например, специально отложили брюки под мой рост. Моему костюму было лет 40, но несмотря на свой возраст выглядел он великолепно – из шикарной ткани, которая не мнётся, с лампасами, обязательно на шее - «бабочки».

- Ездил на гастроли?

- Мы были на международном фестивале в Литве в небольшом городке. Нас очень хорошо принимали – тепло и эмоционально. Это впечатления на всю жизнь, и я благодарен судьбе за такую поездку.

«В хоре от тебя многое зависит»

Так считает мой герой. Чтобы не подвести коллектив, надо хорошо готовиться. А это – дело кропотливое.

Концертная программа включает 15-20 композиций и их все нужно знать назубок. Репетиции в хоре проходят два раза в неделю по 2,5 часа, иногда и дольше.

Но репетиций недостаточно и приходится заниматься дома. Из домашних заданий – учить партитуры, делать вокальные упражнения и осваивать музыкальные термины.

Но у меня вопрос - как, не зная нот, можно выучить партитуру?

- На слух. Очень помогает, кстати, унисон. Если рядом с тобой в хоре стоит опытный солист, повторяя за ним, можно научиться механически запоминать ноты. Но надо быть внимательным и помнить – что ты бас и не «соскакивать» на высокие ноты.

- Где-то читала, что хорист должен обладать эмпатией и умением чувствовать партнёра. В хорах солисты могут повздорить между собой?

- Бывали спорные моменты. Некоторые солисты, которые поют уже несколько десятков лет, могли поспорить с руководителем или делать замечания друг другу. Мне, кстати, сначала было тяжело воспринимать критику со стороны своих коллег, я чувствовал себя мальчиком, который ничего не умеет. Я, например, могу «пойти за соседом» - если он взял не ту ноту, подхвачу и я следом. А ещё часто увлекаюсь сопрано – они могут завести меня «не в ту сторону».

Когда тебе прилетало типа «следи за собой, ты нас не туда не ведёшь» или «не ту ноту взял, спел нечисто», было очень неприятно. Ведь в хоре главное удовольствие – когда у всех получается.

Многие хоровые композиции - на итальянском, английском, немецком и латинском языках, поэтому нужно оттачивать ещё и произношение. Если не знаешь язык, приходится заучивать опять-таки механически. Самый трудный для моего героя – немецкий. А вот больше всего Павел любит петь на белорусском – он звучит мягко и певуче. Любимая композиция - «Мой родны кут»:

- Когда слышу её, у меня могут навернуться слёзы. Помню, как на одном из Хоровых вече (автор. - фестиваль хоровых коллективов, проводится обычно в сентябре, собирает более 2 тыс. участников) выступал коллектив под руководством Слободчиковой Тамары Гавриловны и исполнял «Мой родны кут» так, что от воспоминания об этом у меня до сих пор мурашки.

«Взрослая жизнь»

Бытует мнение, что быть солистом в нескольких хоровых коллективах нельзя – если выбрал один хор, там и пой. Павел в этом смысле - «однолюб». В хоре в ДК Профсоюзов, в котором он начинал, он пел почти 6 лет. Павла не раз приглашали в другие коллективы - он отказывался.

Но есть предложения, которыми грех не воспользоваться, и с осени прошлого года мой герой - среди солистов хора «Полифоника».

Кстати, эта встреча с Павлом состоялась в Доме литератора – именно здесь проходят репетиции хора. Пока мы скромно сидим в небольшом фойе на диване, в соседнем зале некоторые участники штудируют итальянскую фонетику. Павел туда пока не вхож. Сама репетиция проводится в этом же фойе, где уже расставлены в несколько рядов стулья.

- Как ты попал в «Полифонику»? Подозреваю, без «сватовства» не обошлось?

- Да, меня «сосватали», - улыбается. - Здесь поет моя бывшая коллега по хору в ДК Профсоюзов. Как-то мы встретились в Большом театре оперы и балета, разговорились, и она предложила попробовать попеть здесь. Раньше я не мог позволить себе уйти из хора ДК Профсоюзов просто так - моя дирижёр вложила в меня много сил, и я бы чувствовал себя неблагодарным. Но эта встреча как раз совпала с решением дирижёра покинуть хор, поэтому я мог быть морально свободным.

- Для многих солистов новый коллектив – своего рода испытание. Насколько трудно ты переживаешь этот переход?

- Сначала я боялся сюда идти, здесь сильные солисты, а я полгода не пел – в капелле у нас были каникулы в связи с пандемией. Но за несколько месяцев до этого я ходил на курсы актёрского мастерства, и они мне очень пригодились. Наш режиссёр на прощание дал напутствие ничего не бояться и воспринимать новый опыт как игру, и меня это очень замотивировало. Поэтому здесь я старался показать весь свой артистизм. Меня встретили тепло.

- Перейдя, в другой хор, ты заметил различия между хорами?

- Конечно. Если прежний хор можно сравнить с шагом в строю, то здесь – кавалерия: ритм просто бешеный. У «Полифоники» более современный репертуар и коллектив помоложе. В ДК профсоюзов всё было более фундаментально, классически. Для меня, наверно, это как ступень во взрослую хоровую жизнь. Здесь никто не опекает и не поправляет. Сложность в том, что ноты я так и не освоил, знаю только свои – басовые, а басов в хорах мало, поэтому не на кого ориентироваться.

- Многим нравятся именно низкие тембры, но партий для этих голосов не так много. Слышала, что в опере меццо-сопрано завидуют сопрано. А ты завидуешь тенорам?

- Завидую. Мне нравятся советские песни, лирические и про любовь – в основном они исполняются тенорами. Но тем не менее мой кумир – Муслим Магомаев, для меня он – вершина, к которой я стремлюсь.

«Синяя вечность»

-4

Только к концу беседы Павел признался в том, что участвовал в творческих конкурсах метрополитена и завоевал гран-при, исполняя итальянскую серенаду «Я любовь скрывать не стану» («Влюблённый солдат» Э. Канио). Петь сольно – одно из его самых заветных желаний:

- Очень хочу спеть «Синюю вечность» Муслима Магомаева или «Funiculi, funicula», но пока страшно.

А в это время вокруг нас началась суета. Друг за другом в фойе забегают участники хора, сбрасывают на ходу с себя куртки, пальто и шарфы. Девушки рассаживаются впереди – на места сопрано и меццо-сопрано. Позади них в «стоячем» ряду – мужские голоса.

Ещё минута – и репетиция начнётся. Отпускаю своего героя, и уже через мгновение он занимает крайнее правое место от дирижёра – для басов.

Надо уходить, но тут раздались первые звуки аккомпанемента, девушки вступили, следом поддержали парни. Многозвучие чистых голосов срезонировало в груди. Дрожь пробежала по телу и застыла в коленках - случилось волшебство. Так бывает, когда слушаешь пение в соборе.

Теперь и я понимаю, почему хор может стать любовью на всю жизнь.