ИСТОРИЯ ОДНОГО БАЛЕТА
"Сны в летнюю ночь" - от Мариуса Петипа до Александра Экмана. Двадцать балетов за 150 лет
"Сон в летнюю ночь" – пьеса, в которой по вдохновению Шекспира, в мир людей вмешивается магия. Сложные и запутанные любовные перипетии главных героев заканчиваются по всем правилами шекспировской комедии - тройной свадьбой.
В драматических театрах пьеса, написанная в 1595 году ставится часто, а вот сюжетных музыкальных произведений к этой комедии известно всего два: в 1843 году Феликс Мендельсон создал увертюру и сценическую музыку к драматическому спектаклю, а в 1960 году к знаменитому и веселому сюжету обратился Бенджамен Бриттен, создав одноименную оперу.
Любопытно, что хореографы исследовали этот шекспировский сюжет на протяжении последних 150 лет гораздо более тщательно. И все же оказавшими наибольшее влияние на историю хореографии считаются постановки Петипа, Баланчина и Номайера.
1866. МАРИУС ПЕТИПА, "ТИТАНИЯ"
Впервые Мариус Петипа поставил балет на сюжет Шекспировской комедии в 1866 году. Это был одноактный балет "Титания" на музыку Цезаря Пуни. Заглавную партию на премьере исполнила Мария Суровщикова-Петипа, а сам балетмейстер выступил в роли Оберона.
1876. МАРИУС ПЕТИПА, "СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ"
Десять лет спустя Мариус Петипа вернулся к сюжету комедии, создав новый спектакль в Мариинском театре, на этот раз на музыку Феликса Мендельсона и Людвига Минкуса. Успех этой постановки значительно превзошел первый опыт, и в течение следующих ста лет именно была одним из главных стимулов превзойти который старались разные хореографы, работавшие в классической традиции.
1906. МИХАИЛ ФОКИН, "СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ"
Один из первых спектаклей Фокина как хореографа, был создан им для выпускников балетной школы и во многом основывался на хореографии Петипа. А в главной партии балетный мир почти впервые увидел Вацлава Нижинского
1913 . ЛИДИЯ КЯКШТ, "ТИТАНИЯ"
Солистка Мариинского театра и участница Дягилевских сезонов 1908-1913 года.Одноактный балет на музыку Мендельсона и Альфонса Кларка считается ее самой удачной постановкой для лондонского театра Эмпайр.
1937. КЕЙТ ЛЕСТЕР, "ТИТАНИЯ И ЦАРЬ"
Британский танцовщик, обучавшийся танцу у русских учителей, в 20-30х годах прошлого века был партнером Лидии Кякшт , Тамары Карсавиной, Ольги Спесивцевой и Иды Рубинштейн. Следуя русскому стилю создал несколько балетов для труппы Марковой-Долина, к которой присоединился в 1935 году.
1940. ЛЬЮ И УИЛЬЯМ КРИСТЕНСЕНЫ
Два брата Лью и Уильям Кристенсены создали верси. одноименного спектакля для Балета Сан Франциско, старейшей профессиональной компании США.Оба были знаменитыми американскими танцовщиками и хореографами.
1952. ДЖОН ТАРАС, "ЛЕТНЯЯ НОЧЬ"
Балет поставлен для труппы Гран Балле дю Маркиз де Куэвас , директором и хореографом которой Джон Тарас был с 1948 по 1959 год, и для которой балетмейстер создал 8 спектаклей.
1962. ДЖОРДЖ БАЛАНЧИН "СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ"
Один из немногих полнометражных костюмированных сюжетных балетов знаменитого хореографа, созданный им для его труппы New York City Ballet. В основе музыка Феликса Мендельсона
1964 – ФРЕДЕРИК АШТОН, "СОН"
Фредерик Аштон с большим почтением относился к классической школе хореографии XIXвека, впитанной им на занятиях с Энрико Чекетти. Основатель британской школы хореографии обладал истинным английским юмором, и был мастером и виртуозом рассказывать человеческие сентиментальные истории, а его собственную хореографию отличают отточенные поддержки и . Балет "Сон" Королевский Оперный Театр Ковент-Гарден
1975 – ХАЙНЦ ШПЁРЛИ.
Первая версия одноактного спектакля поставлена хореографом для Базельского балета, руководителем и главным хореографом которого он был более, чем двадцать лет.
Последняя версия была осуществлена в 2005 для Цюрихского балета, а музыка Мендельсона была дополнена композициями Филиппа Гласса и Стива Райха.
1977 – ДЖОН НОЙМАЙЕР, "СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ"
Впервые поставил свой спектакль для Гамбургского балета. Однако версию Джона Ноймайера можно увидеть и в лучших балетных театрах мира.
1981. РОБЕРТ ДЕ УОРРЕН, "СОН"
Полнометражный балет на музыку Мендельсона был поставлен хореографом для Northern Ballet Theatre, в это время хореограф был худруком этой балетной компании. Уже будучи директором балета Ла Скала в 1990 он перенес свой «Сон» на сцену итальянского театра.
1984. ГРЕЙ ВЕРЕДОН, "СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ"
Хореограф из Новой Зелландии.Вередон использовал электронную аранжировку музыки Мендельсона с использованием таких специфических музыкальных инструментов как kazoo .
1985. ПЬЕР ЛАКОТТ "СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ"
Не даром знаменитого французского хореографа называют реставратором. Его балет – восстановление (в рамках возможного, конечно) знаменитой версии Мариуса Петипа для Балета Парижской Оперы: триумф классической хореографии, французской виртуозности и безупречного стиля русского императорского балета.
1989. ЛАСЛО СЕРЕГИ, "СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ"
В прошлом венгерский танцовщик и хореограф, создал свою версию балета для Оперы Будапешта.
2020. МАРИО БИГОНЦЕТТИ, "СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ"
Современный хореограф.
2005. ЖАН КРИСТОФ МАЙО, "СОН"
Хореограф, вернувший в наше время былую славу Балету Монте Карло, в след за Аштоном назвал свой балет «Сном», а в след за Ноймайером с помощью музыки разделил мир господ, крестьян и эльфов.
2015. АЛЕКСАНДР ЭКМАН, «СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ»
Хореограф-вундеркинд, чьи спектакли соединяют в себе хореографию и перформанс, поставил «Сон в летнюю ночь» для Королевского Шведского Балет в Стокгольме, отказавшись от использования знаменитой музыки Мендельсона. Его постоянным музыкальным соратником выступает Микаэль Карлсон.