Данная статья, наполненная молодецкими иронией и непосредственностью, промелькнула в начале нулевых яркой звездочкой на небосклоне Сети и благополучно ушла в архив. И только увиденная мной недавно дословная цитата одного абзаца данного опуса сподвигла меня нырнуть в закрома, отыскать до боли знакомый текст и дать ему вторую жизнь на своем канале…
Не хуже, чем Gibson гитара «Урал»
Ударишь врага – и враг наповал
Ничего нет лучше, если надо забить гвоздь
Ещё один удар – и стена насквозь
(Чайф «Ля-ля»)
Одной из тенденций эпохи «глобального социализма» в СССР было планирование. Причём планировали всё что можно и нельзя. Только вот в жизнь воплощали если и всё, но часто - не как, как думали. Как говорится: «Хотели как лучше, а получилось – как всегда». Почему так? Давайте вспомним сюжет юмористической программы «Фитиль»:
Итак, в одном из НИИ СССР разработана новейшая модель пылесоса «*******», который по своим характеристикам, дизайну просто обязан перегнать «буржуйские» аналоги.
Инженеры своё слово сказали – пора запускать модель в производство. Собирается совет директоров заводов-подрядчиков, которые будут производить комплектующие.
Директор мехзавода:
-Тэк-с! У вас тут по проекту – двигатель на 200 ватт. Наш завод меньше чем на 500 ватт двигателей не производит. Берите, какие есть!
Директор электрозавода:
- Так-так! Вы тут пишите про «Выключатель электрический ажурный» У нас на складе – только «рубильники стандартные». Берите, другого нет!
Директор металлургического комбината:
-Вы тут пишете про «корпус, изготовленный из легчайшего и прочного современного сплава». Увы, могу предложить только сталь толщиной 1,5 мм…
В итоге всех этих «Увы» мы получили в продажу не суперсовременную модель, а всем хорошо знакомый… пылесос «Ракета»))). «Неэстетичен, зато надёжен и практичен» - скажете вы. Не спорю, с учётом барского присмотра в виде ОТК и пресловутого пятикратного запаса прочности, наша техника действительно была довольно живучей. А что до эстетики – помните начало известного фильма: «Типовой кинотеатр, типовые фильмы, типовые дома, типовая краска, замки…». Жили, как говорится, не тужили.
Но, к сожалению, случалось и так, что наша премудро-экономичная промышленность являла миру настоящих «монстров» инженерно-технической мысли))). К числу таких, увы, относятся и практически все модели совковых электрогитар.
Надо сказать, что в плане производства акустических гитар в России есть определённые традиции, заложенные гитарными мастерами еще в 19 веке. Но вот в области электрогитаростроения Союз однозначно не был флагманом. Обратимся к истории. Первую в мире цельнокорпусную электрогитару (в последствии усовершенствованную и получившую имя Telecaster) сконструировал американец Лео Фендер. Это была новая, ни на кого непохожая гитара, с новым, ставшим впоследствии нарицательным звуком. В 1952 году дебютировала гитара Gibson Les Paul, а в 1954 году компания Fender явила миру одну из своих самых популярных моделей – Stratoсaster. Эти три модели: Tele- Strat- и LesPaulстали своеобразной электрогитарной классикой. Гитарные фабрики, расположенные в Странах Восточной Европы попросту взяли да и скопировали эти модели. Так появились многочисленные «Иоланы», «Орфеи» и «Музимы». Мы же с присущим нам упрямством, шли «другим путём» и создали свои «Шедевры» с идеологией, прямо противоположной принципу «Всё гениальное – просто». Вот только классикой эти инструменты не стали – есть с чем сравнивать...
…Итак, электрогитар у нас понаделали всяких-разных. Но наибольшую популярность, пожалуй, заслужила модель «Урал».
Зайдите на форум любого российского гитарного сайта и задайте тему «Гитара Урал» - такого наговорят, что уши в трубочку свернутся! (что самое обидное – добрая половина из этого будет правдой…)
Лично у меня никогда не было «своего» «Урала». Тем не менее, обладая определёнными техническими навыками, я одно время по просьбе друзей-приятелей проводил ремонт и апгрейд подобный девайсов, соответственно, и сталкивался с «прелестями» «Урал-гитар» довольно часто. Посему предлагаю отбросить излишние предвзятости и попробовать на примере всё того же «Урала» узнать, почему же наши гитары «не такие, как все».
…В 19…(страшно подумать, в каком) году в Свердловске (тогда ещё) – городе оборонщиков, машиностроителей и металлургов была произведена на свет легендарная гитара:
На первый взгляд всё вроде как пристойно (особенно, если инструмент – новый). И только взяв сию конструкцию в руки, поиграв и услышав её звук, убеждаешься, насколько она проигрывает даже восточноевропейским собратьям. Забегая вперёд – «Урал» - это инструмент начального уровня и для «чистого» звука.
Впрочем, обо всём по порядку.
ГРИФ – буковый. Накладка, судя по всему, тоже буковая (часто – не отшлифована). По краям – окантовка в виде полосок белого пластика. Не обладая нужной механической прочностью, либо из-за некачественной древесины, со временем, под воздействием натянутых струн, гриф изрядно деформируется. Исправить эту оказию не в силах даже анкер. В итоге играть получится в пределах первых девяти ладов, ибо дальше пойдёт мучение.Сам по себе гриф достаточно узкий и в то же время - толстый (в профиль – почти как прямоугольник со скруглёнными краями) – на мой взгляд, такая форма грифа весьма неудобна в игре. Струны располагаются довольно близко друг к другу – это хорошо лишь для игры аккордами, для соло – как-то не очень(((. Голова грифа имеет низкий угол наклона, посему, для обеспечения нужного натяжения струн, имеется подобие ретейнера в виде стальной пластинки на шурупе (одна для 4-х нижних струн). Также имеется нулевой лад. Крепление к корпусу – 4 шурупа, причём гриф возвышается над корпусом примерно на 10 мм, что также создаёт лишние неудобства, особенно при использовании приёма Mute (приходится в качестве опоры для левой руки использовать бридж). По весу гриф получается тяжелее корпуса, поэтому, перевешивает его. Почему так – об этом далее.
КОРПУС изготовлен как правило, из того же бука. Верхняя и нижняя часть деки покрыты фанерой. По форме корпус напоминает Strat, верхний рог больше нижнего. На мой взгляд, главная проблема корпуса – в нём есть две большие выборки - практически всё пространство под пластиковой панелью с электроникой представляет собой сплошную пустоту, заполненную максимум на 50%. Тоже самое - с тремоло (посему можно считать Урал больше полуакустикой). Отсюда и хиленький звучок с преобладанием высокой середины, и слабенький сустейн. Из-за этих пустот более тяжёлый гриф перевешивает деку. Словом, приятного мало. Ну да ладно, поговорим о ФУРНИТУРЕ.
КОЛКИ – одиночные, закрытые, причём крышка, собственно, и крепит колок к грифу. Изготовлены из так называемого цинкового сплава– дешёвого, обладающего хорошими литейными свойствами, но весьма непрочного (хрупкий, износонеустойчивый, не паяется и не сваривается). Неудивительно, что при обычном использовании колковая механика довольно быстро срабатывается и потому при настройке гитары возможен внезапный «сброс» строя струны на приличную высоту.
ЛАДЫ. Ничего особенного в их строении не замечено – обычные «савецкие» латунные лады. Единственное, что с ними может приключиться – при усыхании древесины накладки их края могут приподняться, вследствие чего струны неизбежно начнут «звенеть». Также лады часто бывают «незаоваленные», музыканты обычно называют их «жёсткими».
БРИДЖ состоит из двух частей – собственно бриджа (нижний порожек) и тремоло. Прототипом нижнего порожка стал гибсоновский Tune-o-Matic, только наш сделан более «топорно». Часто при игре бывает слышно равномерное дребезжание – в этом виновата раскачиваемая струной и неплотно прилегающая к основанию порожка подставка какой – либо из струн.
ТРЕМОЛО – если в двух словах – система «ниппель». (Брайану Мэю, мастерившему на коленке свою «Red Special» такая конструкция во сне не приснилась бы))). Для приведения конструкции в действие используется энергия не растяжения а сжатия всего одной (правда, довольно мощной) пружины. Как работает такая машинка? Сложно, и не всегда корректно (часто сбивается строй гитары). Подойдёт она, максимум, для легкого и нечастого покачивания, но никак уж не для интенсивного использования.
Рекомендуемый апгрейд – намертво закрепить-заглушить машинку.
Но, как известно, звучания электрогитары как такового в природе нет. Его создаёт гитарный усилительный тракт, который, в свою очередь, получает сигнал от ГИТАРНОЙ ЭЛЕКТРОНИКИ – она представлена на Урале тремя синглам и массивным (в прямом и переносном смысле) темброблоком. Идея электроники, по всей видимости, заимствована у известной немецкой гитары Eterna De Luxe 25; только мы как всегда сделали все с присущим нам размахом и максимализмом.
Итак, ЗВУКОСНИМАТЕЛИ. По высоте чуть больше стандартных западных, по ширине – нечто среднее между традиционными синглом и хамбакером. Конструктивно звукосниматель представляет собой стальное основание, на котором находится магнит (вроде тех, что используются в мебельных дверных защёлках; мне даже попадался «составной» магнит – из большого количества маленьких цилиндрических магнитиков). Сверху на магнит помещается брусок из мягкой стали, в который вкручены 6 винтов М3 (те, что видны сверху пластмассовой крышки звучка). Непосредственно на стальной брусок помещается завёрнутая в лакоткань или конденсаторную бумагу обмотка звукоснимателя. Вся конструкция закрывается сверху декоративной пластиковой крышкой. Казалось бы, что здесь может быть «не так»? Во-первых, слабый выход (специально я не замерял, но думаю, что не более 70 мВ; у стандартного стратовского сингла выход колеблется в пределах 100 – 110 мВ). Почему? Дело в том, что обмотка звукоснимателя выполнена довольно толстым проводом (0,1 мм); стало быть, на ограниченную поверхность вмещается сравнительно небольшое количество витков – отсюда и малое сопротивление, и слабое выходное напряжение. Плюс ко всему – значительный микрофонный эффект – благодаря неплотно посаженной на сердечник и не залитой парафином обмотке. Особенно вы заметите микрофонный эффект, когда попытаетесь поиграть на среднем сингле, который, выступая над корпусом, непременно будет становиться на пути вашего медиатора. Но самое главное – будучи неэкранированной и относительно большой по размерам, катушка становится прекрасной мишенью для всяких помех и наводок.
Далее сигнал с синглов поступает на ТЕМБРОБЛОК, и тут начинается самое интересное… Как известно, на профессиональных инструментах в отношении электроники действует принцип «чем меньше всяких-разных регуляторов-переключателей, тем сильнее и чище сигнал с гитары». «Урал» демонстрирует полную противоположность данному постулату. Для коммутации звучков используется самый обычный советский 3-х позиционный переключатель П2К (вспомните про «рубильник стандартный»))). Точно такой же применён для пассивной ступенчатой коррекции тембра. В качестве фильтров использованы «типовые» емкости и резисторы: МБМ и МЛТ 0,25 а то и МЛТ 0,5 (опять этот наш максимализм))). Далее идут 4 переменных резистора номиналом 68 КОм, назначение которых, по всей видимости – регулировка громкости каждого отдельно взятого звучка плюс общая громкость. В завершении – выходное гнездо – 5-контактный разъём СГ-5. Все части темброблока соединены между собой достаточно толстым экранированным проводом, причём, контактные группы переключателей и вовсе остались без экрана (ещё одна «ловушка» для фона). Немудрено, что на такой «крутой» темброблок даже выписывался паспорт технической готовности:
В итоге, благая идея советских инженеров сделать гитару, тембр которой можно менять «лёгким движением руки» привела к тому, что и без того слабый сигнал звучков изрядно ослабляется массивными коммутацией и фильтрами. Потом, вся эта конструкция, повторюсь, весьма восприимчива к наводкам. На чистом звуке это ещё терпимо (особенно, если аппарат заземлён); но как только вы попытаетесь подключить «Урал» к дисторшену (да ещё и на большом гейне), слабый фон может перерасти в мрачный 50-герцовый РЫК, убрать или «задавить» который получится разве что с помощью добротного нойз-гейта))). Более того, явного эффекта «дисторшн» вы, возможно, не услышите - слабый сигнал гитары может не «раскачать» ограничительный каскад, и «мощный фузз» способен превратиться в средне - лёгкий подгрузз))). Ситуацию отчасти может спасти гитарный процессор, но и здесь дальше овердрайва двигаться не советую. Однажды, смеха ради, я подсоединил «Урал» к процессору Zoom-606. Смею заверить, что даже выкрученный на полную NOISE GATE при включенном дисторшене не справился с тем самым 50-герцовым РЫКОМ, исходившим из 2-х 100-ваттных колонок…
Апгрейд «Ураловской» электроники я проводил следующим образом: полностью удалял старую схему распайки, оставив лишь нижний переключатель для коммутации звучков + один общий регулятор громкости. Иногда, по просьбе приятелей, для удобства игры я исключал из схемы средний сингл. После такого апгрейда звук становился чуть сильнее (из-за сниженных потерь сигнала). Как вариант – можно установить в бриждевой позиции два сингла рядом, включив их последовательно и получив, таким образом, подобие хамбакера. В теории решаются проблемы фона и слабого выхода, однако, на практике я подобного не делал.
Однажды я слышал мнение, что, дескать, проблему фона на «Урале» можно решить с помощью встроенной активной электроники на основе дифференциального усилителя... Думаю, доля истины в этом есть. Подобных экспериментов я не проводил, да и не очень хочется.
Попытка реализовать на советских гитарах идею активной электроники была – в гитару «Форманта» встраивался преобразователь спектра. С другой стороны, хорошо, что идея об активной электронике не посетила головы создателей «Урала»… Вы только представьте себе элементную базу: транзисторы МП, конденсаторы МБМ, резисторы МЛТ-0,5, батарейки 336Л )))…
Можно, конечно, поставить вместо бриджевого сингла дешевый китайский хамбакер, подключив его к регулятору громкости или напрямую к выходному разъёму. При этом звук станет заметно лучше, да и фона поубавится. «Эврика!» – скажете вы. Увы, прочитав еще раз вышенаписнанные строки, вы поймёте, что ХОРОШАЯ ГИТАРА – это КОМПЛЕКС, а не набор запчастей, способных функционировать отдельно друг от друга.
«Тут критик воскликнет – Здесь всё в чёрном цвете!» «Неужто у гитары плюсов и вовсе нет?» - скажете вы? Давайте попробуем их узреть.
+ Гитара «Урал» (как и многое, что было произведено в СССР) обладает повышенной (а порой, и необъяснимой) ПРОЧНОСТЬЮ и ЖИВУЧЕСТЬЮ. Я был свидетелем того, как после удара со всей силы об пол «Урал» не оставил на себе ни одной трещинки! Разве что строй слегка сбился…Так что предисловие вполне реально))).
+ Относительно низкая стоимость. Не блистая качеством, «Урал» не просил за себя более 200 «целковых». Для справки - цена гитар в 70-х: «Тоника» - 210 рублей; полуакустика «Jolana» – 240 рублей; «Музима» - 400 рублей; «Лид Стар» - 1000 рублей; «Фендер» - (согласно книге А.Троицкого «Рок в Союзе») - 3000(!) рублей. Комментарии, как говорится, излишни.
При всех своих очевидных недостатках, спросом «Уралы» (и иже с ними) всё же пользовались. Почему? Однако, ДИФИСИТ))). Восточно-европейских гитар и, тем более, «ФирмЫ», просачивавшейся сквозь Железный занавес, было далеко не в достатке. И чем дальше от столиц, тем положение зачастую усугублялось(((. Поэтому начинающим музыкантам приходилось либо мастерить инструменты самим, по чертежам из «Моделиста-конструктора» от «Юных техников Грузии», либо мастрячить заводские девятирублевые звучки на акустику, на либо играть на СВОЁМ-РОДНОМ. «…Наверное, самое сильное впечатление детства, да и вообще всей последующей жизни, - вспоминал Чиж, - когда я впервые взял в руки электрическую гитару. Их тогда было две-три штуки на весь Дзержинск, и просто взять ее подержать в руках - это было ощущение, сопоставимое с оргазмом"… ("Чиж. Рожден, чтобы играть").
Кто же составлял когорту пользователей «Уралов»? В основном – начинающие ВИА, обитавшие под крышами Домов Культуры, Дворцов пионеров и школьников и.т.п. куда гитары и прочее оборудование закупались централизованно, а также «везунчики» коим посчастливилось приобресть чудо-инструмент за «свои кровные» либо заполучить его в подарок. В разряд нарицательных перешла байка о том, как в СССР приезжали панки с Запада и предлагали нашим рокерам «дашь-на-дашь» обменять ИХ «Фендера» на НАШИ «Уралы». Обезумевшим от счастья нашим хлопцам сей поступок объяснялся так: «На ваших гитарах можно играть только ПАНК!»))).
На мой взгляд, есть ещё одна проблема не только наших гитар, но и многой «Made in USSR» продукции в целом. Это – некая её «отрешённость» от потребителя. По всей видимости, тогдашние планы ожидания и созерцания, позволяли не обращать внимание на дурацкие вещи вроде спроса и предложения.
А, может, «Урал-гитара» была специально разработана в секретной лаборатории как - ни много, ни мало - «идеологическое орудие борьбы против рока»? Мол, нате, ребятки, гитарки! А теперь - Хе-Хе! - попробуйте-ка на них рокенрол залабать)))!
…В 90-х с крушением Союза и падением Железного занавеса в страны СНГ хлынул целый поток музыкальных инструментов – как дорогих, так и дешёвых. Благодаря последним слава «Уралов» «Тоник» и «Аэлит» окончательно померкла. В строю остались только крепко поюзанные, но непобеждённые «Музимы», «Джоланы», «Лид Стары» да «Диаманты» - благодаря качеству сборки и невысокой цене. Может случиться, что завтра, где-то в дальнем углу, вы случайно обнаружите раритет в виде доставшейся вам по наследству гитары «Урал». Давайте попробуем предположить, на что сгодится этот чудо-инструмент сегодня?
1. См. предисловие
2. Если вы – не музыкант – спрячьте гитару подальше и ждите. Возможно, через N-ное количество времени коллекционеры предложат вам за неё бешенные деньги))).
3. Если у вас – музыкальное прошлое, можете повесить «Урал» на стенку. Время от времени гитара будет напоминать вам о «буйной молодости»:
«Глядя на потрёпанный бас в поношенном старом чехле
Хочется напиться в г..но и выдать пару старых хитов…»
(Чиж, "Такие дела")
4. Если вы - музыкант и ваши руки заточены не только под медиатор, можете превратить «Урал» в конструктор «Доделай сам». Это наверняка поможет вам более детально познакомиться с устройством электрогитары и назначением её отдельных частей. Может статься, что удачно проведённый апгрейд позволит вам использовать гитару на подвально-подпольных сейшенах и.т.п. причём не только по прямому назначению; не забывайте - «Урал» - это ещё и «ударный инструмент»))).
5. Вы – молодой музыкант, у вас есть ГДЕ и С КЕМ, но НЕ НА ЧЕМ играть. И кроме «Урала» вам в ближайшее время ну ничего не светит(((. Что ж, терпение и труд всё перетрут…Копите денежки и покупайте хотя бы недорогого «азиата». Разницу почувствуете сразу…
…Двадцать лет спустя, добавлю, что понятие «плохая гитара» - вопрос весьма относительный. И, если речь не идет о грубых механических дефектах, зачастую все дело - в (не)умении играть владельца инструмента. Как говорится, была бы идея - сыграешь и на лопате)))
Помимо 6-струнных «Уралов», выпускались и их 4-струнные собратья. Но это уже другая история))).