17.11.2023 • Алексей Большаков, корреспондент
Французская территория афар и исса, Французское Сомали, она же после референдума 1977 года Джибути, расположенная на Африканском Роге, на перекрестке маршрутов из Африки, Ближнего Востока и региона Индо-Пацифики, является третьим от конца в списке самых небольших государств после Свазиленда (второе по величине) и Гамбии (самое маленькое) в Африке с населением около миллиона человек. Площадь составляет всего 23 200 км2 (в два раза меньше Московской области). Ценными природными ресурсами не обладает: добыть можно разве что известняк. Спрашивается, как с такими скромными возможностями можно играть ключевую роль в мировых политических процессах?
Что? Зачем? Почему?
Эта небольшая восточноафриканская страна занимает стратегическое положение, контролируя один из самых оживленных морских путей в мире — Баб-эль-Мандебский/ Аденский пролив, называющийся в переводе с арабского, «воротами скорби» в Суэцкий канал. Джибути также служит важнейшим портом для соседней Эфиопии, не имеющей выхода к морю. Близость к неспокойным регионам Ближнего Востока и Африки делает стратегически важным размещение здесь баз военных ведущих держав. Так, например, в Сомали, на юго-востоке от Джибути, продолжаются серьезные волнения: пираты и исламские боевики «Аль-Шабаб» представляют серьезную угрозу для и без того напряженной обстановки в регионе. Пиратство достигло здесь своего пика в 2007-2012 годах, что поставило под угрозу глобальное судоходство и маршруты поставок энергоносителей, проходящие через этот регион. Через пролив расположен Йемен — одна из беднейших арабских стран, где уже с 2014 года идет гражданская война. Эту находящуюся в руинах территорию можно назвать классическим failed state с целой плеядой вооруженных группировок, борющихся за власть. Гражданская война также раздирает и близлежащий Судан. Такое неблагоприятное окружение и значимость контроля важнейшего маршрута из Индийского океана в Средиземное море побудили крупнейших мировых игроков направить в регион свои военные корабли для борьбы с пиратами и террористическими группировками. Так и возникла необходимость в плацдарме в Восточной Африке и Джибути стали называть «самой ценной военной недвижимостью в мире».
Под пристальным взглядом
Единственная в Африке постоянная база США (Camp Lemonnier), на которой единовременно находятся от 4 тыс. до 5 тысяч военнослужащих расположена именно в Джибути. На сайте госдепа даже отметили, что Джибути является «ключевым партнером США в области безопасности, региональной стабильности и гуманитарной деятельности во всем регионе». Франция, Япония, Германия, Испания и Италия также имеют свои военные базы в этой стране. Однако нынешние арендаторы не заинтересованы в инвестициях в экономику Джибути — они лишь платят аренду за базы. Все изменилось с приходом «китайского дракона». В 2017 году в стране завершилось строительство первой зарубежной китайской военной базы. С ее появлением влияние Пекина в стране намного усилилось.
Причин для такого пристального внимания КНР к региону довольно много. Первая — конечно, геополитическое положение Джибути на одном из самых загруженных морских маршрутов в мире. Обратимся к цифрам: ежедневный товарооборот Пекина со странами Европейского Союза (ЕС) составляет более 1 миллиарда долларов. Значительная часть этого товарооборота роходит через Аденский пролив, а, следовательно, и через джибутийские порты.
Вторая причина заключается в том, что Джибути, благодаря проекту «Один пояс — один путь», реализация которого началась в 2013 году, превратилась в один из главных логистических перевалочных центров на торговых маршрутах из Китая в Индийский океан через Аденский пролив, а оттуда через Суэцкий канал и Красное море — в Средиземное. Порты и контейнерные терминалы Джибути остаются одними из самых производительных в мире. Согласно новому глобальному индексу эффективности контейнерных портов, составленному Всемирным банком и компанией Information Handling Services (IHS) Markit, он является самым эффективным в Африке по скорости перевалки одного контейнера. Такое качество может позволить Джибути стать соперником Сингапура, взяв на себя роль ведущего морского торгового центра. Кроме того, китайские подрядчики в 2023 году завершили постройку железнодорожной линии из Аддис-Абебы, столицы Эфиопии, в Джибути стоимостью 3,4 миллиарда долларов. Эти инвестиции играют важную роль в усилении стратегической позиции Китая в Джибути в контексте проекта «Один пояс — один путь». Джибутийские власти также приступили к значительному расширению инфраструктурных проектов: открыли зону свободного промышленного развития «Джибути Дамержог», опережающую сингапурский центр нефтепереработки и нефтехимии Джуронг.
Показательно также, что власти Джибути заключили с китайской аэрокосмической компанией соглашение о строительстве в районе Обок на севере страны космической инфраструктуры для запуска спутников. Это объявление было сделано после того, как Hong Kong Aerospace Technology Group (HKATG) и находящаяся в Шанхае Touchroad International Holdings Group объявили о подписании меморандума о взаимопонимании с правительством Джибути о строительстве космодрома стоимостью 1 миллиард долларов в этой африканской стране. Для небольшого государства Джибути с населением чуть более 1 миллиона человек разместить у себя стартовую площадку для спутников и ракет – это огромный шаг. По словам нигерийского ученого, основателя организации «Космос в Африке», Темидайо Ониосуна, в случае успеха «этот проект положительно повлияет на отрасль в нескольких странах, приведет к созданию новых предприятий и новых дочерних компаний и, в конечном итоге, сыграет ключевую роль в реализации космической программы, ориентированной на континент». Джибути, несмотря на свои крайне скромные размеры, стала одним из главных центров притяжения внимания на политической шахматной доске.
Читайте другие материалы журнала "Международная жизнь" на нашем сайте.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs