Найти тему
Le Kovër

Le Персона: призма жизни Клода Моне

Оглавление

Свет — главное, что писал Клод Моне. Ни предметы, ни люди не интересовали художника так, как солнечный пейзаж и впечатление от него. В честь дня рождения Моне, 14 ноября, рассматриваем жизнь великого автора под разными углами.

Клод Моне, автопортрет.
Клод Моне, автопортрет.

Моне-карикатурист

Юный Оскар — именно так называли Оскара Клода Моне в детстве — рос свободолюбивым и не выносил школьные уроки, особенно арифметику. Можно подумать, что вместо примеров он записывал портреты одноклассников, однако и уроки живописи не приносили Моне никакого удовольствия. Рисовать он начал ради смеха, поэтому первыми художественными работами мальчика стали карикатуры. Они же принесли будущему художнику первые гонорары.

Карикатуры Моне.
Карикатуры Моне.

Однажды после школы Клод подменял своего отца в бакалейной лавке и тоскливо наблюдал за происходящим вокруг. День стоял жаркий, поэтому мужчина-посетитель смешно обмахивал себя платком и вытирал им пот со лба. Мальчик не удержался, взял карандаш и быстро зарисовал момент. Сделал ли тогда Моне выручку отцу — неизвестно, а вот рисунок продал: мужчина остался в восторге от карикатуры и отдал за нее 20 франков. Так появились постоянные заказы. Спустя 15–20 лет Моне напишет свои самые знаменитые работы, но и их будут брать не дороже, чем за 50 франков.

Моне-жаворонок

В дальнейшем, чтобы точно так же ловить моменты, Клод Моне будет просыпаться с первыми лучами солнца и засыпать, когда оно заходит. По словам друга Моне, иногда в распоряжении художника было всего 7 минут нужного освещения для работы над холстом. После желаемый свет сильно менялся, а эффект, который он искал, исчезал.

Клод Моне, «Впечатление. Восход солнца», 1872.
Клод Моне, «Впечатление. Восход солнца», 1872.

Моне никогда не задёргивал в своей спальне окно занавесками, а пасмурная погода могла погрузить его в настоящую депрессию. Увидев за окном тучи, художник часто ложился в постель и отказывался вставать даже к обеду и ужину — в такие дни лучше было его не трогать. Никогда не применявший в мастерской газовых фонарей, Моне до самой смерти не признавал и электрического света, отказывался работать при лампе. Он говорил: «Если солнце спит, что мне еще делать?» И уходил спать, едва темнело.

Моне-революционер и Моне-консерватор

Писать маслом Моне начал благодаря художнику Эжену Будену. С ним юный автор познакомился в единственной художественной лавке Гавра — города, где рос Клод. Там были вывешены и карикатуры Моне, и пейзажи художника Будена. Работы Будена приглянулись юноше не сразу, но позже Клод понял: наставник писал не так, как другие, — его пейзажи были совершенно естественными, в них не присутствовала декоративность, не было полуобнажённых нимф и оливковых деревьев. «Глаза мои наконец раскрылись, — вспоминал Моне, — я по-настоящему понял природу и в то же время научился любить её». Несмотря на возражения родителей (им очень не понравился художник-неудачник, чьи картины никому не нужны и неинтересны), Моне твёрдо решил стать художником, таким как Буден, и творить в Париже.

Стремительного успеха не случилось. Работы Моне — несовершенные и как будто даже не завершенные — казались мастерам Академии халтурой. Но именно с его легкой руки зародилось новое течение живописи — импрессионизм. Желая высмеять «отверженных» художников, критика выпустила фельетон под заголовком «Выставка впечатленцев», открыто ссылаясь на картину Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (её мы показываем выше).

Клод Моне, «Тополя». 1890 г.
Клод Моне, «Тополя». 1890 г.

Совершив революцию в искусстве, Моне при этом до последних дней был консерватором. Но не в привычном смысле этого слова: художник всегда старался сохранить то, что его окружает, как можно дольше. Чтобы написать одну картину он возвращался на пленэр день за днем, в попытках поймать именно этот момент освещения. Так, вскоре после того, как Моне начал писать картину «Тополя», он узнал, что владелец земли уже продал эти деревья на древесину. Моне заплатил новому владельцу, чтобы тот подождал с вырубкой до осени.

Моне-писатель

Пожалуй, писать письма Клод Моне любил не меньше, чем писать картины. Делал он всегда это искренне и по зову сердца. Когда после смерти другого непринятого на родине художника Эдуарда Мане картина «Олимпия» чуть не уплыла за океан, Моне написал без преувеличения десятки писем с просьбами о пожертвовании, чтобы выкупить полотно у вдовы и подарить его Франции.

«Олимпия» Эдуара Мане, 1863.
«Олимпия» Эдуара Мане, 1863.

Но поистине литературные труды получала от Моне Алиса Ошеда, вторая жена художника. Уезжая работать вдали от дома, он ежедневно отправлял супруге письма с подробным рассказом о прошедшем дне, своих переживаниях и рабочих сложностях и удачах — по 10−12 страниц, исписанных сверху донизу, каждый день. А когда в 1911 году Алиса умрет, Моне на два года перестанет творить.

Моне-садовод

К 1883 году благодаря коллекционеру искусства Полю Дюрану-Рюэлю Моне становится состоятельным человеком. О нём узнает публика за океаном и художник вмиг становится популярным. В это же время Моне покупает дом в Живерни, который становится таким же произведением художника, как и его картины с прудами, травой и цветами.

Клод Моне и гости Живерни: Поль и мадам Жозеф Дюран-Рюэль, Жермен Ошеде и Лили Батлер. Фотография 1900 года.
Клод Моне и гости Живерни: Поль и мадам Жозеф Дюран-Рюэль, Жермен Ошеде и Лили Батлер. Фотография 1900 года.

Тогда впервые за всю жизнь у Моне будет достаточно денег, чтобы даже нанять садовника. Но за обустройство сада художник возьмется сам, с большим энтузиазмом. Увлечение очень быстро станет серьезным: Моне покупал специальные книги и журналы, вел переписку с питомниками, обменивался семенами с другими цветоводами. Здесь же берёт корни масштабная идея Моне: вместе с соседом и одним из самых близких друзей художник задумает «Кувшинок»: 8 огромных полотен, самое большое из которых 200х1700 см, расположенные по стенам полукруглых залов. Художник подарит эти картины своей стране ко дню победы в войне, но критики опять не признают новаторства.

Изначально это была мастерская Моне, но потом он устроил в ней гостиную.
Изначально это была мастерская Моне, но потом он устроил в ней гостиную.

Дом, как декорация жизни, был также расписан широкими мазками, вопреки современным на тот момент законам вкуса. Каждая комната здесь имела свой цвет. Моне выбирал самые неожиданные оттенки. Так для своей столовой он взял ярко-жёлтый кричащий оттенок. Блестяще-­жёлтым стало все, кроме разве что потолка: буфеты, стулья, стены, балки, двери в сад и плитка на полу — в шахматной последовательности с коричневой. За столом у Моне и зимой не заходило солнце.

Столовая Моне.
Столовая Моне.