Нет такого человека, который бы не слышал о Колизее - арене, где закончили свои жизни тысячи людей. Хотите заглянуть к нему "за кулисы"?
Если бы мне пришлось составлять список античных чудес света, Колизей был бы в числе первых. Когда провинциалы приезжали в Вечный город, они и так были в диком восторге от его многоэтажных домов, великолепных храмов, акведуков, общественных туалетов и прочих прелестей цивилизации, но даже на их фоне величественный Колизей производил неизгладимое впечатление гигантскими размерами, мраморной отделкой, великолепными скульптурами, стоящими в оконных проемах, и колоссальной статуей бога Гелиоса (бывший Нерон) по соседству.
Про гениальные приемы в конструкции Колизея можно написать отдельную статью, начиная от натягиваемого над местами для публики гигантского тента, и заканчивая подземным этажом, где складировались декорации и стояли клетки с дикими зверями, откуда их с помощью системы лифтов поднимали на арену. Правда, изначально этот этаж предназначался для наполнения водой на случай, если кто из богачей решит устроить навмахию – морской бой гладиаторов (сама арена тогда разбиралась). Но навмахии случались нечасто, и было решено переделать его под насущные потребности.
Отдельно надо упомянуть и про расположение входов. Они были так рассчитаны, что Колизей «всасывал» огромную толпу зрителей, предъявивших билет-тессер, буквально за несколько минут.
День в Колизее
Жизнь в Колизее била ключом практически круглосуточно. С утра до вечера с небольшим перерывом на обед шли выступления актеров, охотников и гладиаторов, а ночью рабы готовили арену к следующему дню: наносили на нее цветным песком рисунок, подготавливались нужные декорации, кормили, если надо, зверей. В открытые ворота въезжали и выезжали телеги с живым и неживым реквизитом, поскольку проезд «грузовиков» днем по улицам Рима был запрещен. Хирурги в «медпункте» приглядывали за тяжелоранеными бойцами, вывозились трупы. Так что дел хватало.
Принцип построения программы был такой же, как и в современном шоу-бизнесе, то есть, самое крутое – напоследок. Утром «на разогреве» выступали гимнасты, дрессировщики, жонглеры. Затем выходили венаторы, и начинались сцены охоты. Причем охотники не просто гонялись по арене за каким-нибудь несчастным оленем или отбивались от льва, но все это происходило в соответствующих декорациях для пущего эффекта. Только кровь лилась настоящая.
В самую жару наступал небольшой перерыв, когда основная часть публики отправлялась домой перекусить (можно, конечно, было купить еду у разносчиков, шнырявших по рядам, но впереди было самое интересное, и надо было подзаправиться основательно, чтобы потом не отвлекаться на урчащий желудок). Те же, кто оставался на месте, могли посмотреть на казни преступников, но даже для несентиментальных римлян это зрелище было не из приятных.
Ну а ближе к вечеру наступало то, ради чего строилось это колоссальное здание. Начинались выступления гладиаторов. Иногда они носили групповую форму, но чаще это были поединки. Бывало, что на одного гладиатора нападала сразу пара противников, если это не противоречило регламенту. Ор стоял страшный. Фанаты вопили, поддерживая своего любимца, торговцы сувениркой, едой и прохладительными напитками предлагали свой товар. Тут же заключались пари. Подростки, пущенные на галерку вместе с наставниками, учились приемам владения оружием и защиты от оного, поскольку основные типы гладиаторов копировали главных противников Рима. Дамы, сидевшие там же, тихо обсуждали сплетни о том, из чьего дома на рассвете вышел тот или иной гладиатор.
Вообще отношение в Риме к «богам арены» было весьма странным. С одной стороны, от них фанатели, и многие аристократки имели с ними тайные связи. С другой – гладиаторы стояли на той же ступени социальной лестницы, что актеры и проститутки, и любая свободная римлянка предпочла бы, чтобы ее утопили в Тибре, чем прилюдно признаться в своей любви к представителю этой презираемой профессии.
Ну и чтобы закончить статью на позитивной ноте, хочу напомнить, что смертью бойца заканчивался далеко не каждый поединок, приносящий ему неплохие деньги. Самые прославленные из гладиаторов жили не в школе, а в городе и даже имели свой бизнес. Многих из них такая жизнь вполне устраивала. Даже получив рудис (деревянный меч) – символ свободы от гладиаторской повинности, они снова возвращались на арену. Известны случаи, когда гладиаторы становились дважды и трижды рудиариями, предпочтя славу и деньги нищей жизни в безвестности.
Предыдущую статью о гладиаторах см. https://dzen.ru/a/ZVYa55SQOhzbVBXj , а здесь можете прочесть мою книгу о гладиаторах «Богини арены» https://www.litres.ru/book/irena-garda-32803270/bogini-kolizeya-lubov-i-krov-69919597/