Во время Великой Отечественной войны наши танки Т-34 уступали немецким «Пантерам» и «Тиграм» по ряду параметров, поэтому советские танкисты требовалась достаточно качественная подготовка и смекалка, чтобы выигрывать бой с фашистами.
Чтобы исправить ситуацию, конструкторы Советского Союза решили ускорить разработку и внедрение проекта танка Т-44, новой мощной машины, которая по своей конструкции существенно отличалась от предыдущей версии Т-34.
По объективным обстоятельствам новые танки на фронте повоевать особо не успели, однако, основы их технического исполнения стали использовать для производства новых послевоенных танков.
Конструкторы под руководством А. Морозова на базе Уральского вагонного завода в 1943-ем году приступили к созданию танка нового поколения Т-44.
К выполнению задания советские конструкторы приступили потому, что танк Т-34 в условиях ВОВ противостоял «Пантерам» - мощным машинам с толстой броней.
Конструкторам, в первую очередь, предстояло усилить броневую защиту.
Кроме того, надо было повысить огневую мощность машины, и маневренность должна оставаться такой, как у Т-34.
Как конструкторы нашли оптимальное решение
При усилении брони, естественно, увеличивалась общая масса танка. Тогда конструкторы решили сократить высоту корпуса на 30 сантиметров.
Еще одним новшеством стало расположение мотора. В новой модели дизель расположили поперек продольной оси боевой машины.
Чтобы выполнить эту задачу, решили расширить моторное отделение, но для этого пришлось изменить систему подвески.
В первой версии внутреннее пространство танка было сокращено по той причине, что пружинная система подвески предполагала наличие надгусеничных полок.
В новой модели танка торсионная система подвески предыдущий недостаток позволила устранить.
Благодаря поперечному расположению мотора, башня была перемещена к центру тяжести танка.
Это обеспечило улучшение точности прицела на ходу машины и существенно улучшило балансировку.
Также из-за уменьшенной нагрузки на передние катки толщину лобовой брони удалось усилить до 90 мм, и на 120 мм усилили лобовую броню башни.
По опыту обнаружилось, что люк механика – водителя был уязвимым местом во время обстрела боевой машины спереди.
В версии Т-44 эта недоработка была решена методом переноса люка водителя на корпус танка.
Результаты испытания новых танков
Три экспериментальные машины были запущены в производство зимой 1943 года.
Все три модели танков существенно различались.
На одном танке была установлена 122-милиметровая пушка.
Снаряды этой пушки пробивали даже лобовую броню «Пантеры» и «Тигра».
Другие два танка были оснащены 85 –миллиметровыми пушками, которые между собой отличались диаметром погона башен – 1600 мм и 1800 мм, соответственно.
Танки испытывали зимой в 1944 году, по результатам испытаний отметили, что танки с 85-мм пушками показали превосходные результаты.
Трансмиссия и «ходовка» стали выносливыми, в результате чего управлять танком стало легче на фоне повышенной экономии топливных ресурсов и увеличенной средней скорости боевой машины.
Скорострельность доходила до 8 – 10 выстрелов/мин.
Советские конструкторы достигли своей цели. Танковые пушки немцев были не в силах пробить корпус и лоб башни с семисот метров.
Низкая скорострельность (2 – 3 выстрела за минуту) была отмечена у танков с 122-м орудием, поэтому данную модель признали бесперспективной.
Таким образом, в башню Т-44 не стали устанавливать 122-мм орудия.
В заключении экспертной комиссии были указаны преимущества, а также недоработки новой конструкции Т-44.
Доработка нового танка потребовала много времени и ресурсов. Так, над танком Т-44 продолжали работать до осени 1944 года.
На вооружение танк был принят слишком поздно, лишь 23 ноября 1944 года. Для запуска танка в массовое производство потребовались бы долгие месяцы.
В этом и была главная проблема - процедура выпуска танка повлекла за собой перевооружение заводов, покупку нового оборудования для освоения новых технологий.
И руководство страны решило не рисковать, чтобы не оставить фронт без новой модели танков.
Более того, многие детали невозможно было взаимно заменять у новых и старых моделей танков.
Следовательно, для запуска в производство новой модели танков также необходимо было изготавливать запасные части к ним, а серийное производство запчастей было довольно затратным.
По этой причине в 44-ом году выпустили только 25 танков Т-44, и к концу войны на фронт всё же поставили 190 единиц новой модели танков.
Так как война уже подходила к концу, то Т-44 были использованы лишь в военной операции «Вихрь».
К серийному производству танка Т-54 приступили в 1946 году, после войны.
Многие агрегаты и узлы были взяты с предыдущей модели Т-44. Одновременно, эти модели сняли с производства.
Все ранее выпущенные танки Т-44 в 1961 году были направлены на модернизацию, что позволило усовершенствовать ходовую часть.
Новое модели Т44М оснастили приборами ночного видения и большим боекомплектом.
Позднее, в 1966-ом году в производство запустили танки Т-44С, с улучшенной точностью видения и показателей стрельбы на ходу.
Модели Т-44М и Т-44С были на вооружения Армии вплоть до семидесятых годов.
На базе этих моделей производили танковые и артиллерийские тягачи.
⚠Поддержите канал - нажмите "подписаться". Это очень поможет выходу новых публикаций и продвижению канала✔
Использованы фото из открытых источников