Найти в Дзене

Усадьба Кокараки.

Среди всего многообразия памятников и достопримечательностей Севастополя, усадьба Кокораки не очень известна. Это и неудивительно. Находится она в удалении от города и посёлков. Ну думаю настало время традиционной исторической справки: В первые годы после присоединения Крыма российские власти активно приступили к вопросу заселения полуострова, так как в период борьбы за Крым происходила значительная миграция населения. Большое значение в планах Потемкина отводилось заселению полуострова иностранными подданными. Своими главными союзниками из их числа имперская власть считала греков и албанцев (арнаутов), которые селились в Крыму после Русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Одним из таких переселенцев был Христофор Параскевович Кокораки, который прибыл в Крым в 1775 году из греческого города Спарта. Получив звание дворянина Таврической губернии и став прапорщиком Севастопольского морского батальона, Х.П.Кокораки владел торговыми лавками в городе, садом и виноградниками в Балаклаве и у ре
Усадьба Кокораки
Усадьба Кокораки

Среди всего многообразия памятников и достопримечательностей Севастополя, усадьба Кокораки не очень известна. Это и неудивительно. Находится она в удалении от города и посёлков.

Ну думаю настало время традиционной исторической справки:

В первые годы после присоединения Крыма российские власти активно приступили к вопросу заселения полуострова, так как в период борьбы за Крым происходила значительная миграция населения. Большое значение в планах Потемкина отводилось заселению полуострова иностранными подданными. Своими главными союзниками из их числа имперская власть считала греков и албанцев (арнаутов), которые селились в Крыму после Русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Одним из таких переселенцев был Христофор Параскевович Кокораки, который прибыл в Крым в 1775 году из греческого города Спарта. Получив звание дворянина Таврической губернии и став прапорщиком Севастопольского морского батальона, Х.П.Кокораки владел торговыми лавками в городе, садом и виноградниками в Балаклаве и у реки Качи, пахотными и сенокосными землями при деревне Кадыкой, а также усадьбой в окрестностях села Дуванкой (нынешнее Верхнесадовое). Усадьба в Верхнесадовом была построена примерно в 1786 году. От усадьбы Кокораки сохранились руины большого усадебного дома и хозяйственных построек. Особняк 11х20 м, двухэтажный, с подвалом: первый этаж — из инкерманского камня, второй — кирпичный. Дату примерного строительства имения можно определить по кирпичу. На нём стоит клеймо в виде букв "ФШ" в овале. Это инициалы Фёдора Шталя, знаменитого торговца южнобережными винами. Он владел кирпичным заводом в посёлке Любимовка на рубеже 19-20 веков. На заводе изготавливали и черепицу. Этажи разделялись деревянными перекрытиями. Имеются также остатки вспомогательных помещений и подпорных стен, сложенных из необработанного известняка. Рядом с домом капитальный подвал-холодильник. Вокруг особняка произрастают парковые деревья: большой старый каштан, акации. Кроме того, неподалеку имеется закрытый бассейн, информацию о котором находим в книге Н.В. Рухлова "Обзор речных долин горной части Крыма", изданной в 1915 г: "Въ пределахъ имения обнажается несколько источниковъ изъ известняковъ сарматскаго яруса; одинъ изъ нихъ выходитъ выше по горизонту усадьбы, воды каптированы и направлены въ особый закрытый бассейнъ, изъ которого трубопроводомъ вода проведена въ усадьбу имения для хозяйственныхъ надобностей, суточный расходъ воды въ источнике около 7 000 ведеръ; другие два источника расположены вблизи полотна железной дороги, общий ихъ суточный расходъ непревышаетъ 1.000 ведеръ.

Основываясь на факте знакомства Христофора Кокораки с городовым архитектором Севастополя штабс-капитаном В.Рулёвым, можно предположить, что именно В.Рулёв был её архитектором. Оба сына Христофора Кокораки были офицерами военно-морского флота. Дети старшего сына Андрея — два мальчика, проживали в этом имении. В "Крымском вестнике" от 3 октября 1889 г. упоминается имение Владимира Андреевича Кокораки. Скорее всего, речь идет об одном и том же имении, которое было родовым гнездом семьи и передавалось по наследству. Увы, род Кокораки был прерван, оба сына Андрея Христофоровича погибли: один из них скончался в 1919г. от тифа, а второго в январе 1918 года в этом же имении расстреляли большевики.

В начале XIX в. на месте нынешней усадьбы находился хутор контр-адмирала Андрея Крицкого (Критского), откуда происходит первое название дачи – «Крицковка». Перед смертью адмирал завещал средства на постройку в имении церкви Преображения, руины которой сохранились по сей день. Храм был достроен и освящён в 1859 г. На его уцелевшей стене видны следы памятной доски.

Новыми владельцами усадьбы стали представители греческого рода Кокораки, происходившего из Спарты. К началу Крымской войны поместьем владел капитан 2 ранга Андрей Христофорович Кокораки и его жена София Самуиловна. Она умерла в 1886 г. и была похоронена здесь же. Со временем возле храма возникло небольшое семейное кладбище, плиты которого можно обнаружить до сих пор. Супруги имели пятерых сыновей. Один из них, Орест Андреевич Кокораки, унаследовал имение и сады «Кир-Копка» (в переводе – «сорок вёдер», тюрк.). Он служил в Крымском конном полку и вышел в отставку подполковником. В 1918 г. Он был расстрелян революционерами в собственной усадьбе. В советское время поместье пришло в запустение.

Несмотря на сложившееся название, изначально поместье не принадлежало Кокараки, а было позже приобретено или перешло капитану II-го ранга в отставке Андрею Христофоровичу Кокараки, который вступил в права владения усадьбой возле села Дуванкой (ныне Верхнесадовое), примерно, в 1846 году.

После того как скончался А.Х. Кокараки, усадьба на левом берегу реки Бельбек между деревнями Дуванкой и Камышлы перешла по наследству Оресту Андреевичу Кокараки. Орест Кокараки, вышедший в отставку с военной службы в чине подполковника в 1911 г., совместно со своим братом Митрофаном продолжил заниматься садоводством и виноградарством вплоть до 1917 года.

В 1918 году последний хозяин дома Орест Андреевич Кокараки был расстрелян в своем родном имении большевиками.

Усадьба, оставшись без хозяев и находясь в стороне от новой жизни и новой власти начала 20 века -потихоньку обросла лесом, разрушилась и теперь лишь немалое из того, что уцелело, напоминает о былой красоте этого места.

Усадьба включена в список объектов Большой севастопольской тропы.

Разрушенная церковь
Разрушенная церковь

Недалеко от разрушенной церкви находим еще один интересный объект былой роскоши – закрытый бассейн круглой формы, глубина которого 3 метра. По специально проложенному бетонному желобку в бассейн поступает родниковая вода. Сам источник расположен выше прямо под скалой.

Бассейн
Бассейн

Много лет усадьба Кокораки пребывает в плачевном и удручающем состоянии, она окончательно разрушается и исчезает. А ведь здесь зарождалась страничка истории целого поколения, заложившего, в том числе, культурные традиции.

Эта усадьба интересна своей историей, и необходимо сделать все, для того, чтобы её сохранить».