Найти в Дзене

Азербайджано-американский дипломатический скандал: что дальше?

Здание МИД Азербайджана. Фото из открытых источников.
Здание МИД Азербайджана. Фото из открытых источников.

На днях МИД Азербайджана осуществил демарш в отношении Государственного департамента США, раскритиковав слова и действия отдельных американских высокопоставленных чиновников и отказав им во въезде в страну не только в ближайшей, но и в среднесрочной перспективе. На официальном уровне были произнесены очень жесткие слова на грани корректности. Не стану дублировать обязанности азербайджанских масс-медиа и пересказывать фабулу и весь контент случившегося (желающие могут сами собрать интересующую их информацию, поработав в интернете). За себя скажу – слова и действия азербайджанской дипломатии впечатлили до глубины души. Теперь остается понять, что будет в регионе Южного Кавказа дальше, поскольку никто из непосвященных в тайны ближайшего окружения президента Ильхама Алиева такого поведения Азербайджана на международной арене точно не ожидал. В России в подобных случаях говорят так: как гром среди ясного неба.

Всякому здравомыслящему стороннему наблюдателю понятно, что демарш официального Баку был связан с позицией США по ситуации вокруг Армении и Карабаха, которая для азербайджанских властей подобна вросшему ногтю или застарелой мозоли – очень болезненна, несмотря на все недавно состоявшиеся торжества по факту исхода армян из Карабаха и возвращении его территории под их юрисдикцию. Понятно также, что столь резкая и даже агрессивная реакция по линии МИД Азербайджана была спровоцирована мягко скажем бестактными и неадекватными заявлениями некоторых высокопоставленных должностных лиц в Вашингтоне, очень сильно удивившихся тому, что на Южном Кавказе этой осенью сложилась принципиально новая геополитическая реальность, в появлении которой США, по-прежнему считающие себя мировым гегемоном, как оказалось, не поучаствовали, и вообще эта тема прошла мимо них как-то стороной. Вся их реакция на эту новую реальность, по сути, сводилась к недоуменному вопросу: а почему нас не спросили? Ответ последовал в том же духе: чья бы корова мычала…

Понимаю, что написано неполиткорректно, но по сути верно. Говоря по-пацански, из Вашингтона неадекватно наехали на Баку, на что получили резкий ответ по существу. На этом можно было бы закончить этот комментарий к случившемуся, если бы не отдельные нюансы.

Первое. Азербайджан, невзирая на лица, очень конкретно дал всем понять, что считает Карабах своим, и никому в этом мире не позволит усомниться в данном факте, оплаченном кровью. В этой ситуации надо снять шляпу в знак уважения перед президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, который, будучи сам профессиональным дипломатом советской школы, указал дать столь резкую отповедь в адрес именно американцев. Понятно, что это было сделано намерено, – чтобы дважды не повторяться. Теперь все в этом мире знают, что если они вдруг захотят подискутировать по поводу возможности возвращения или армян в Карабах, или Карабаха в состав Армении, то с ними будут разговаривать еще более резко и, возможно, на языке ультиматума. Ильхам Алиев, – а именно он истинный глава внешней политики Азербайджана, а не его министр иностранных дел Джейхун Байрамов, – справедливо и умно решил дать отпор сильнейшему, чтобы у всех прочих не возникало соблазна повторить опыт Вашингтона.

Второе. Ответ Баку Вашингтону был составлен в чисто американской стилистике, – отказ принимать в стране всех американских должностных лиц, пока официальная позиция США по Карабаху не изменится. С Вашингтоном начали разговаривать на языке санкций, но выраженных не по-англосаксонски прямолинейно, а по-восточному витиевато, но предельно определенно. То есть визу на въезд в Азербайджан не получат ни сенаторы, ни конгрессмены, ни профессора, ни бизнесмены и вообще никто из граждан США, кто публично ставит под сомнение факт принадлежности Карабаха этой стране. Не удивлюсь, если условием получения визы вдруг станет письменное признание Карабаха частью Азербайджана по примеру того, как от российских спортсменов требуют публичного осуждения СВО ВС РФ на Украине как условие допуска до участия в международных соревнованиях. Тем самым недвусмысленно дано понять, что никому из иностранцев (слова про американцев, я думаю, автоматически распространяются на всех остальных) не будет даже гипотетически позволено, несмотря на их статус, осуществлять, пребывая в стране, антиазербайджанскую деятельность.

Третье. В русскоязычных комментариях к демаршу МИД Азербайджана я этого не заметил, но в англоязычных это прослеживается очень четко, официальный Баку заявляет Вашингтону, что процесс восстановления территориальной целостности страны будет продолжаться и далее, а силовое давление будет оказываться на Армению до тех пор, пока та не пойдет на переговоры о мире и государственной границе. Текст заявления МИД Азербайджана изобилует двусмысленными выражениями, которые на русский и английский языки могут переводиться по-разному, неся в себе не только и не столько смысловые, но и эмоциональные оттенки, столь важные в дипломатии. Было особенно интересно, когда русский перевод этого заявления я машинно перевел на английский, а затем снова на русский и сравнил с первоначальным вариантом, – вот тут-то все нюансы и оттенки смысла повылазили наружу. Советую всем, кто заинтересовался, повторить этот опыт, – будет познавательно. Понятно, что соответствующие слова были адресованы не только одному Вашингтону, но и Еревану, и этот демарш имеет многовекторный характер, его можно даже считать своего рода демонстрацией и декларацией в одном лице, обращенной ко всему миру. С очень удачно выбранной формой подачи информации.

Ни на минуту не сомневаюсь в том, что США ответят на слова официального Баку. Но их реакция, как мне кажется, несколько запаздывает. И это явно свидетельствует о том, что к такому поведению властей Азербайджана там были не готовы – ни интеллектуально, ни морально, ни организационно. Похоже, что Азербайджан становится еще одной проблемой американской внешней политики на региональном пространстве Кавказа и даже всей Передней Азии, к чему в Государственном департаменте США не очень-то были готовы. Скорее наоборот. Ответ с его стороны обязательно будет, иначе речь может зайти о потере международного престижа на пустом месте. Вот каким он будет – это интересно.

Подписывайтесь на канал, если вам понравилась эта статья. Прочитал сам - порекомендуй товарищу!