С таким диагнозом, как у Василисы, обычно не доживают и до года.
У челябинки Василисы — редкая аномалия. От её сердца отходит один магистральный сосуд, а должно быть два: аорта и легочная артерия. Тяжелый врождённый порок лишал её возможности полноценно жить: никакого спорта, танцев и т.д.
— Без операций дети с таким диагнозом в 75% случаев не доживают и до года. Поэтому её необходимо выполнять в первые дни жизни, — говорят в челябинском кардиоцентре.
Так было и с Василисой. Но девочка растёт, а искусственный имплант — нет. Поэтому ей сделали вторую операцию. А теперь уже, получается, третью. Но "новое сердце", которое Василиса получила на своё 18-летие, отличается от предыдущих.
Сейчас мы поставили пациентке клапансодержащий гомографт, который в одну сторону пропускает кровь, а в другую — нет. Благодаря тому, что он — биологический, выполненный из донорского материала, а не механический, то в будущем это позволит Василисе создать семью и иметь детей,
— рассказал заведующий отделением врождённых пороков сердца ФЦССХ кардиохирург Игорь Гладышев.
Но и это не последняя операция в жизни девушки. Биологический имплант недолговечен. Через 10-15 лет нужно будет ставить новый. Если за это время Василиса станет мамой, то можно будет заменить его на механический, который будет работать бесконечно долго.
Операция, которую провели в ФЦССХ, — одна из самый сложных в кардиохирургии. Она длилась более пяти часов. А работали одновременно десять врачей.
Первые четыре дня после операции пациентка провела в реанимации. Голова кружилась, невозможно было нормально двигаться. Но сейчас, спустя 10 дней, Василиса уже дома.
Наша Вася, получается, уникальна. Мы её собрали, как киборга, и всё работает отлично. А ещё продлили ей детство на семь дней: отметила у нас своё совершеннолетие, а "взрослой" стала после выписки,
— улыбается Игорь Викторович.